АдГ делает ставку на провокации и неонацистскую лексику
Один из лидеров правопопулистской партии "Альтернатива для Германии" на днях вновь отметился неонацистскими высказываниями. Из партии его не исключили. Что это значит? Анализ DW. В Германии разгорелся скандал из-за речи одного из ведущих политиков набирающей популярность правопопулистской партии "Альтернатива для Германии" (АдГ) Бьорна Хеке (Bj?rn H?cke). Выступая во вторник, 17 января, в Дрездене перед членами молодежной организации партии, Хеке сделал ряд провокационных заявлений. Он двусмысленно назвал мемориал жертвам Холокоста в Берлине "памятником позора, который мы посадили в сердце своей столицы", а также призвал "на 180 градусов развернуть политику памяти" в Германии. Имеется в виду общественно-политический консенсус в Германии о том, чтобы хранить память о преступлениях, совершенных национал-социалистами между 1933 и 1945 годами.
Выступление Хеке, возглавляющего отделение АдГ в Тюрингии, вызвало настоящий шквал критики с разных сторон. Ведомство по охране конституции (BfV) Тюрингии решило проверить, не начать ли этой спецслужбе вести наблюдение за политиком.
Внутри партии часть членов Хеке поддержала, а критика остальных была достаточно сдержанной. Одна из сопредседателей АдГ Фрауке Петри (Frauke Petry) сказала, что он становится "обузой для партии", а другой председатель, Йорг Мойтен (Jorg Meuthen) счел, что Хеке заслуживает "порицания".
Речи об исключении его из партийных рядов не идет. Такая реакция вполне понятна, говорят эксперты, ведь партии удалось добиться своих целей - провести "тщательно спланированную провокацию". Именно такая цель обозначена в стратегическом плане партии, о котором АдГ договорилась в прошлом декабре. День для речи Хеке выбрал неслучайный: именно тогда Конституционный суд ФРГ вынес решение о том, чтобы не запрещать деятельность неонацистской Национал-демократической партии Германии.
Метод "двойного сообщения"
"По сути, это главная задача - попасть на главные страницы прессы, они этим живут. Они любят провокации - это главная тактика всех таких партий", - говорит в интервью DW Булчу Хуняди, венгерский аналитик из института Political Capital по изучению правых движений в Европе. Один из методов, который используется для такого рода провокаций - это радикальное заявление, сделанное так, чтобы тем не менее обслужить как можно большую группу потенциальных избирателей, объясняет Хуняди.
"Секретное оружие АдГ в том, что она объединяет под своим крылом не только радикалов, но и тех, кто себя к ним не причисляет, а просто недоволен политикой Ангелы Меркель в отношении беженцев", - говорит венгерский эксперт. Поэтому в политических заявлениях, как в случае Хеке, используется, как он говорит "кодированный" язык: "Посылается двойное сообщение - те, кто могут и хотят услышать неонацистский, антисемитский подтекст, - легко услышат его".
Техника отказа от своих слов
Бьорн Хеке позже заявил, что был не так понят и что он не отрицает Холокост - а это уголовно наказуемое преступление в Германии. Но эксперты считают, что сомнений насчет взглядов политика ни у кого быть не должно.
Речь политика перед 500 сторонниками "Молодой Альтернативы Дрезден" однозначно содержала и многократно варьировала тезис, что немцы должны разрушить память о национал-социализме, говорит авторитетный исследователь правого экстремизма Хайо Функе (Hajo Funke): "Так выражаются только сторонники НДПГ и неонацисты".
Общая тактика правопопулистских партий - называть себя заслуживающими доверия, храбрыми и одновременно способными говорить на темы, которых политики из истеблишмента избегают, говорит Булчу Хуняди. Но как только провокация срабатывает и вызывает массивную критику, политики типа Хеке отказываются от своих слов или изображают себя жертвой неверного освещения в СМИ. "Они храбрые только до того момента, пока они не пойманы за руку", - говорит эксперт.
Камо грядеши?
Бьорн Хеке - не аутсайдер в рядах АдГ: без ссылки на источник газета Bild утверждает, что примерно треть из 26 тысяч членов партии одобряют поведение "восходящей звезды АдГ", как его называют в прессе. Он считается одним из лидеров партии и имеет поддержку не только сопредседателя Мойтена, но и влиятельного зампредседателя Александра Гауланда (Alexander Gauland). Это трио активно борется за лидерство в партии с Фрауке Петри и ее мужем Маркусом Претцелем (Marcus Pretzell).
Именно так стараются представить этот конфликт сама Петри и Претцель - как противостояние правых против ультраправых, но эта картина - неверна, говорит Хайо Функе. "Речь уже не об этом. Они оба давно легли в одну постель с правыми радикалами из "Лиги Севера", правоэкстремистской партией " Национальный Фронт" и другими европейскими радикалами с целью создать союз по разрушению ЕС", - уверен немецкий политолог.
В конце недели в немецком Кобленце должна состояться встреча представителей правых партий с участием, в частности, французского кандидата в президенты Марин Ле Пен и голландского политика Геерта Вилдерса. С речью выступит и Фрауке Петри. "Все они хотят получить другую Европу, так что это не умеренные партии, как минимум уже не умеренные", - заключил Хайо Функе.