Двойной бизнес, или Кому выгодно обособление «ЛНР» от «ДНР»
Сепаратистские группировки «ДНР» и «ЛНР» ограничивают перевозки товаров и передвижение людей между территориями, которые они контролируют, говорится на сайтах сепаратистов.
Главари этих группировок называют такие ограничения «усилением таможенного контроля». Пишет сайт "Радио Свобода".
Украинские политики объясняют это уменьшением российской финансовой помощи главарям боевиков и их желанием заработать за счет местных жителей. Большинство экспертов, опрошенных Радио Свобода, видят в таких взаимных ограничениях внутреннюю конкуренцию главарей сепаратистов, которую поощряют российские кураторы. Часть же специалистов говорит, что такое развитие событий увеличивает разочарование жителей оккупированных территорий в идеях сепаратизма, и этими настроениями должна воспользоваться украинская власть.
Три килограмма мяса или изделий из него, 5 литров подсолнечного масла, по 50 килограммов фруктов и овощей, три литра молока и некоторые другие продукты - это тот максимум, который одному местному жителю боевики разрешают провозить на территорию, которую контролирует группировка "ЛНР".
К этому лицам от 21 года позволяют брать с собой до 200 сигарет, литр водки, два литра вина и пять - пива.
Кроме того, гражданам Украины запретили передвигаться по территории, контролируемой "ЛНР", на территорию, подконтрольную группировке ДНР и обратно там, где нет блок-постов. То же самое касается и местных предпринимателей. Все эти действия главари боевиков называют «усилением таможенного контроля».
Главный так называемый «таможенный пункт» между двумя сепаратистскими анклавами - оккупированный город Дебальцево. Ранее группировка «ДНР» тоже сообщало о таможенном контроле на границе с территориями, контролирует группировка «ЛНР», но речь не шла о столь жестких требованиях, которые во многом являются более строгими, чем правила перевозки багажа между Украиной и ЕС.
Интересно, что в тексте своего решения, которое сепаратисты назвали «постановлением совета министров ЛНР», не возбраняется транзит товаров на территорию России, в том числе из других регионов Украины.
Однако боевики запретили ввоз автомобилей без местной регистрации (имеется в виду так называемая «регистрация» в сепаратистских группировках). Ранее главари сепаратистов начали вводить собственные номерные знаки, нигде более не признанные. Это значит, что машины с такими нелегальными знаками не смогут въезжать на подконтрольную украинской власти территорию.
В Государственной пограничной службе Украины так называемое «усиление таможенного контроля между ДНР и ЛНР» пока не комментируют.
Впрочем, в последних сводках ГНСУ речь идет о попытке перевозки крупных партий товаров из мирных территорий в зону украинской военной операции против пророссийских сепаратистов на Донбассе. Часть из них - перевозили с нарушением официального порядка.
Таким образом, существование мощного транзита украинских товаров через неподконтрольные территории к России исключать нельзя, признают эксперты.
Член парламентского комитета по национальной безопасности и обороны, лидер группы «Информационный сопротивление» Дмитрий Тымчук объясняет такие инициативы сепаратистов уменьшением потока финансирования из России и намерением главарей боевиков дополнительно собирать деньги за перемещение товаров, в частности, продуктов питания.
«То, что мы наблюдаем, это попытка руководства сепаратистов «ДНР» как-то наполнять свой так называемый «бюджет». Потому что с сентября 2016 Россия сокращает их финансирования, кроме военной составляющей. Так, первый и второй смешанные армейские корпуса российских войск и сепаратистов на Донбассе финансируются в постоянном объеме, хотя и с задержками. А социальную сферу Москва пытается переложить на плечи боевиков. Предприятия - в основном не работают, шахты разбирают на металл. Есть немного контрабандного бизнеса, но этого мало. Поэтому сепаратисты придумывают «таможню» и подобные инициативы», - говорит депутат.
Дмитрий Тымчук уточняет, что в Москве руководство «ДНР» считают более экономически эффективным, потому что коррупция и хищения в группировке «ЛНР» - еще больше, поэтому это различие и может быть причиной экономического разграничения двух оккупированных территорий. Однако, по мнению депутата, Россия не намерена объединять два сепаратистские квазиобразования в одно, очередным свидетельством чего и является так называемая «таможня». Хотя на совещаниях в России с сепаратистами этот тезис озвучивают, рядом с тезисом о якобы предстоящем присоединении оккупированных районов к России.
«Это только психологическая поддержка боевиков, как говорится «денег нет, но вы держитесь здесь», - объясняет Тимчук, цитируя известное заявление российского премьера Дмитрия Медведева.
Как украинская власть должна реагировать на такие действия пророссийских сил на Донбассе? Ряд украинских депутатов, в частности Дмитрий Тымчук, вице-спикер Оксана Сыроид и другие советуют принимать законодательство об оккупированных территориях. По версии Сыроид, в частности, речь идет и о статусе оккупированных территорий и план деоккупации. Надо признать их оккупированными территориями, а не «отдельными районами», и думать «не о том, что у оккупантов и коллаборационистов происходит между собой», а о том, как вернуть эту землю под украинский контроль, считает часть парламентариев.
О форме деоккупации между украинскими политиками идут острые дискуссии.
Это никакое не развитие «Новороссии», а разделение сфер экономического влияния и рынков краденого - эксперты
Боевики под видом «усиление таможенного контроля» делят сферы экономического влияния и черные рынки краденого, а Кремль не мешает им, а то и способствует в этом, утверждает Виталий Овчаренко, общественный активист и ветеран добровольческого батальона «Артемовск».
«Создавая «пограничные посты», лидеры сепаратистских образований силовым путем укрепляют свои сферы влияния. Есть потоки гуманитарной и иной помощи из России. Есть ворованные машины из Украины и России, является черный рынок цветных металлов. Передвижения товаров и людей ограничивают, чтобы одна банда не крала ресурсы в другой банды», - говорит активист и ветеран.
Украине такая ситуация в определенной степени выгодной, потому что она показывает лживость российской пропаганды в Донбассе, предполагает Овчаренко. К тому же, потоки оружия и товаров в оккупированных районах приведут, а кое-где уже приводят, к внутренним вооруженным противостояниям между различными группами сепаратистов - на экономической почве, признает активист. Но он видит и негатив для украинских граждан на оккупированных территориях, которые теперь испытывают еще большие притеснения их прав.
Содиректор программ по международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник объясняет эти процессы попыткой имитировать основные атрибуты государственности, среди которых и таможня, а также стремлением заработать деньги с местных жителей.
«Я читал документ ЛНР. И думаю, что это чисто бизнес-вещь. Игорь Плотницкий и его окружение, а также в меньшей степени Александр Захарченко, взяли под свой контроль супермаркеты, и конкуренция им не нужна. С начала эти группировки не имели реального желания объединяться. Это классический сепаратизм, когда главари быстро учатся зарабатывать на этом деньги», - отметил эксперт.
Алексей Мельник при этом уточняет, что принципиальных разногласий между группировками нет, так как обе - контролирует Кремль. По мнению эксперта, об этом свидетельствует, в частности, централизованное командование обеими армейскими корпусами российско-сепаратистских войск.
Политолог Кирилл Сазонов, который отслеживает ситуацию в оккупированных Донецке и Луганске, утверждает, что инициатива «таможенного контроля» - это проект, который придумали главари боевиков, а не Кремль.
«Это как в анекдоте, что «по просьбе пограничных собак на границе установили еще несколько пограничных столбов». Кремль здесь ни при чем, это двойной бизнес. То есть, с одной стороны, они за перевозку и перемещение любых товаров собирают деньги в бюджет так называемых «республик» и там немножко «пилят». С другой стороны, сами боевики не гнушаются взбить пару пачек сигарет от людей, которые проезжают таможню. То есть это просто «кормушка», - объясняет Кирилл Сазонов.
Жители оккупированного Донецка и Луганска начинают воспринимать жителей освобожденных территорий как более успешных и состоятельных - эксперты
Люди разочаровываются в идеях сепаратизма, и это разочарование будет только увеличиваться. В этих условиях Украина должна быть контрастом к кризису и ущемлениям прав человека на оккупированных территориях, утверждает Денис Казанский, журналист, выходец из Донецка, который исследует ситуацию в Донецке и Луганске.
«Российские кураторы не против «таможенного контроля», они там всем управляют и это их нововведения. Так называемая «таможня» была там долго, но предусматривала мягкие условия. Сейчас сделали строгие нормы передвижения людей и грузов. Люди на оккупированных территориях должны понять: никто не хочет сделать их счастливыми. Гитлер тоже в свое время обещал «всех уволить» в оккупирываемых странах Европы. Оккупант никогда в истории не приходит, чтобы давать, он приходит, чтобы брать. С неподконтрольных территорий извлекают все ресурсы, людей эксплуатируют, и поборы только растут. Можем представить, что было бы, если бы, например, Россия смогла реализовать план «большой Новороссии»? Чтобы проехать из Одессы в Луганск, пришлось бы проходить многократный контроль, организованный удельными князьками», - говорит Казанский.
Захарченко и сепаратисты собирают из порабощенных граждан десятки миллионов российских рублей в год на своей «таможни», приводит собственные подсчеты Денис Казанский.
«Существование «границы» между Луганском и Донецком свидетельствует о том, что они (сепаратисты) воюют не за «Новороссию», это на самом деле - фейк. Все это делается только ради собственного обогащения », - говорит журналист.
Кирилл Сазонов, со своей стороны, советует украинской власти в этих условиях оптимизировать торговлю с оккупированными районами. По его мнению, туда надо продавать продовольствие и получать выгоду для украинской экономики за российский счет. В то же время из оккупированных территорий стоит покупать только уголь - антрацит, потому что именно его энергетикам трудно заменить, советует аналитик.
В итоге жители оккупированных районов начнут завидовать остальным украинцам, и этот процесс уже заметен, говорит Сазонов.
«Если вы помните девяностые годы, гиперинфляцию, с какой завистью мы смотрели на людей, которые работают в иностранных компаниях, которые получают зарплату в иностранной валюте, - вспоминает Кирилл Сазонов. - На фоне падения украинской «купона» они выглядели «белыми» людьми. Сейчас люди, которые работают в так называемых «ЛДНР», смотрят с большим уважением и завистью на тех, которые работают на украинских предприятиях, получают зарплату в гривнах, а это как минимум вдвое выгоднее, чем заработки на оккупированной территории».
В украинских соцсетях ранее полушутя говорили о возможной войне между вооруженными группировками «ДНР» и «ЛНР». Теперь эти шутливые предположения оправдались, но в экономическом плане, признают украинцы.