Журналисты, которых бил "Беркут" на Майдане не верят в правосудие
Правоохранители якобы расследуют дела об избиении журналистов во времена Майдана, а в неофициальных разговорах говорят, что результатов ждать не стоит. Об этом сообщает Национальный союз журналистов Украины со ссылкой на участников тех событий - работников СМИ, пострадавших от рук силовиков ровно три года назад.
Согласно сводных данных, которые обнародовал НСЖУ в январе 2014 года 103 отечественных и иностранных журналиста были избиты в Киеве и других городах Украины.
Кроме столицы, нападения также были в Днепре, Черкассах, Запорожье. Также было арестовано 5 журналистов в Киеве и 1 в Запорожье. Еще 12 угроз работникам СМИ зафиксировано в течение этого месяца.
Доминируют среди всех этих случаев именно проявления агрессии со стороны силовиков.
Среди тех, кто пострадал от действий спецназовцев дважды (в ноябре 2013 и в январе 2014) - оператор "5 канала" Иван Наконечный. В ноябре на Европейской площади беркутовцы толкали его и сломали свет на камере. 20 января на улице Грушевского он работал вместе с коллегой-журналисткой у входа на стадион "Динамо".
- Мне прямо в камеру попала резиновая пуля и встряла. Техника уже не годилась для работы. Я позвонил на канал, отдал испорченную камеру, мне привезли следующую и мы продолжили снимать, - вспоминает Иван.
После этого, говорит, ходил с юристами канала в милицию, писали заявление, несколько раз был вызван в прокуратуру, но дальше этого дело не пошло.
- Я увидел, что все зря, свое заявление забрал, потому что физически же пострадавшим ни был, дальше этим продолжали заниматься юристы. Но камера до сих пор на экспертизе, - рассказывает.
Иван говорит, что те события не отразились на его работе. После этого уже несколько раз снимал в зоне АТО, поэтому опасности не боится. Но в то, что кто-то будет наказан, не верит.
- Все силовики были в масках, кто стрелял, я не видел. А сами не признаются.
Журналист издания "Украинское пространство" (Харьков) Роман Черемский, который с началом военных событий на Востоке попал в плен к боевикам "ЛНР", также активно освещал митинги в Харькове в конце 2013 - начале 14 года.
- В январе 2014 года в самом центре Харькова я снимал автобусы с затемненными окнами, у которых были бойцы "Беркута". Один из силовиков на меня набросился и попытался оглушить электрошокером, но почему-то не подействовало, тогда меня затащили в автобус, били по ребрам, разбили камеру, уничтожили все записи и выбросили из автобуса, - вспоминает Роман. - Я обращался в правоохранительные органы, но это была имитация деятельности.
Несколько раз, говорит Роман, дело хотели закрыть. Он ходил в прокуратуру с требованием продолжить расследование.
- В неформальной беседе мне откровенно сказали, что у этого дела нет перспективы. На этом все и закончилось, Уголовное производство закрыли. А потом начались военные действия на Востоке, то, конечно, было не до этого. Потому что в Харькове уже происходило непонятно что, - говорит Роман Черемский.
Отмечает, что только среди его коллег-журналистов из Харькова в 6 человек были повреждены аппаратуру. Но физически он пострадал больше всего среди работников СМИ.
- НСЖУ продолжает обновлять данные о всех пострадавших журналистов в период евромайдан и собирает информацию о реальном состоянии расследований этих случаев, - отмечает руководитель Союза журналистов Сергей Томиленко.
О поддержке усилий НСЖУ в ревизии каждого случая избиения журналистов в Украине с 2013-го года по настоящее время заявили коллеги из Международной федерации журналистов.
Ранее в Генеральной прокуратуре рассказали, как идет расследование поджога "Интера".