Вернется ли Украина к веерным отключениям?
Последнюю неделю июля энергосистема Украины проработала в режиме дефицита генерирующих мощностей. Мы выясняли, готовятся ли энергетики к веерным отключениям потребителей от электричества?
С августа 2014 по май 2015 года украинская энергетика жила в режиме чрезвычайного положения, введенного из-за дефицита поставок угля с оккупированных территорий. Тогда не обошлось без аварийных (веерных) отключений, которые проводились преимущественно в часы пиковых нагрузок - в 9.00-11.00 и 20.00-22.00.
Режим ЧС позволял Нацкомиссии, осуществляющей регулирование в электроэнергетике и сфере коммунальных услуг (НКРЭКУ), устанавливать особые условия купли-продажи электроэнергии на едином энергорынке, условия экспорта-импорта электричества, диктовать лимиты работы генерирующим станциям и т. д.
На привозных с Донбасса углях марки «А» (антрацит), «Т» (тощие), «Г» (газовые) и других работают 7 из 14 тепловых электростанций Украины. Эти мощности обеспечивают около половины промышленного потребления электроэнергии в Украине. Поставки угля из Луганской и Донецкой областей заменяли импортным топливом из России, ЮАР и Австралии.
В последнюю неделю июля 2015 года ситуация в энергетике вновь стала близкой к критической. По данным Национальной энергетической компании НЭК «Укрэнерго», дефицит по мощности в энергосистеме Украины составил 2,8 Гвт. Почти такой же был и прошлой зимой - 3-3,5 Гвт.
Произошло это по нескольким причинам. Из-за обстрелов Углегорской ТЭС ПАО «Центрэнерго» и Мироновской ТЭС ДТЭК «Донецкоблэнерго» были остановлены три энергоблока этих станций общей мощностью 880 МВт.
В Винницкой области на Ладыжинской ТЭС ДТЭК был отключен блок № 2, мощностью 250 МВт из-за шума в топке котла, на Запорожской ТЭС - блок № 1 (300 МВт) из-за повреждения на насосной станции, а на Запорожской АЭС в Энергодаре выведен во внеплановый ремонт энергоблок № 1, мощностью 1 Гвт.
Кроме того, по погодным причинам сработали механизмы защиты, временно выведшие из системы подстанции «Винницкая» и АТ-3 на Южно-Украинской АЭС.
Нехватка мощностей была частично восполнена переходом в режим перетока с энергосистемой РФ. Как заявил министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин, ежесуточно энергосистема Украины получала от соседей 800-900 МВт. В дальнейшем эти объемы необходимо передать обратно, чтобы не платить россиянам за импорт.
Пришлось поработать на пределе возможного и некоторым украинским станциям. В частности, по требованию диспетчера НЭК «Укрэнерго», 30 августа с 11.35 Криворожская ТЭС ДТЭК увеличила нагрузку до 314 МВт за счет введения в работу дополнительного оборудования на 5-м энергоблоке.
Как значится в пресс-релизе ДТЭК, «с осени 2014 года Криворожская ТЭС работает минимальным составом оборудования – одним/двумя энергоблоками с нагрузкой 130-250 МВт» из-за нехватки угля марки «Т», который ранее поставлялся с шахты «Комсомолец Донбасса» (г. Кировское, Донецкая область).
«Работа в таком режиме приведет к полному сжиганию оставшегося минимального запаса топлива в течении 17 часов и посадке станции на «ноль», - также говорится в сообщении ДТЭК.
Согласно закону Украины "Об электроэнергетике", на Криворожской ТЭС не имели права не выполнить команду диспетчера НЭК «Укрэнерго». Тем не менее, НЭК не имела права требовать включения оборудования, которое при катастрофически низких запасах топлива влияет на живучесть ТЭС. Таким образом «Укрэнерго» нарушает "Положение об оперативно-технологических взаимоотношениях между Днепровской электроэнергетической системой ГП НЭК "Укрэнерго" и Криворожской ТЭС, - утверждают в ДТЭК.
Повторение таких ситуаций может продолжаться и в дальнейшем. Поэтому источники, близкие к энергохолдингу Рината Ахметова постили в социальных сетях предложения к потребителям энергозатратного Днепропетровского региона - «закупать свечки и буржуйки».
Впрочем, на ДТЭК признают, что восполнить дефицит угля можно за счет импорта. Но при нынешних ценах на электроэнергию, эта операция будет убыточна. Ежедневные же поставки топлива из зоны АТО обеспечивают работу Криворожской ТЭС только на одном энергоблоке.
Среди проблемных из-за войны на Донбассе оказались Славянская и Старобешевская ТЭС («Донбассэнерго»), Луганская ТЭС («Востокэнерго»),
Криворожская и Приднепровская ТЭС («Днепроэнерго»), а также Змиевская и Трипольская ТЭС («Центрэнерго»), загрузка которых с прошлого лета минимальна.
Как и в прошлом году восполнить дефицит угля собираются топливом из ЮАР. Недавно министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин заявил, что в нынешнем году южноафриканский уголь удастся закупить не по $100/тонна, а за $80. «Ощадбанк» выделил на это кредит - 2 млрд. грн.
Как уверяют эксперты, при нынешних ценах на рынке, если Демчишин говорил об угле, калорийностью - 6 тыс. калорий и условиях с поставкой на станцию назначения, то это неплохо. Но если уголь - худшего качества и за доставку придется доплачивать, то на импорте южноафриканского топлива опять кто-то нагреет руки.
В то же время на пресс-конференции 27 июля глава Минэнергоугля сетовал на «сомнительную эффективность использования энергоресурсов». По его словам, «фундаментальная проблема решается простым смещением потребления», т. е. за счет более высокого потребления электроэнергии ночью при низком ночном тарифе, сокращается потребление в часы пиковых нагрузок.
Однако, даже при наличии нормативной базы, выгоду от этого могут получить только обладатели двухзонных счетчиков, которых нет у подавляющего числа украинцев. Кроме того, ночная стирка или ремонт в квартире, явно не понравятся вашим соседям.
А энергетикам надо учитывать, что из-за более чем трехкратного повышения тарифов на газ, отопительные электроприборы этой зимой будут применяться намного чаще, чем год назад.
В общем, по мере приближения отопительного сезона власти все чаще будут говорить сначала о добровольной экономии, а затем и о веерных отключениях бытовых потребителей. После начала конфликта на Донбассе энергосистема Украины и так разбалансирована, а вывести ее из состояния относительного равновесия, как видим, не очень сложно.
Семен Новиков