Идеологически «правильные» книги заполонили полки украинских книжных магазинов
Тема Майдана и АТО появилась не только в документальной литературе, но и в приключенческих романах. Более того, как рассказали в книжных магазинах, им рекомендуют убирать с прилавков то, что может не понравиться радикально настроенным гражданам.
Что пишут
Число книг о Майдане уже перевалило за пять десятков. Большинство - документалистика и расследования от участников и очевидцев событий. Но все больше появляется и художественной литературы, в которой тема революции проходит красной нитью. Одна из таких - «Покров» писательницы Люко Дашвар. События разворачиваются зимой-2014, две героини находят на Майдане свою любовь.
О событиях АТО уже тоже написано по меньшей мере полтора десятка книг. Помимо книги «Аэропорт» фотографа Сергея Лойко и других журналистских работ, опять же появилась и художественная литература. Так, писатель из Макеевки Алексей Чупа издал две книги: «Бомжи Донбасса» - о четырех бездомных, которые прятались на заброшенном заводе, а также «Сказки моего бомбоубежища» - о жизни под обстрелами.
А писатель Василий Шкляр издал роман «Черное солнце». В нем повествуется о буднях бойцов «Азова», в которых угадываются нынешние лидеры добробата, приближенного к Арсену Авакову. Любопытно, что с помощью древних славянских мифов объясняется символика «Азова», которую часто сравнивают с нацистской.
Буквально на днях Сергей Жадан сообщил, что пишет роман о событиях в Донецкой области в 2014-2016 годах: «С 2014 года я много езжу на восток. Раньше - к военным, теперь - больше к жителям прифронтовых городов. Люди принимают очень тепло, они хотят слышать украинское слово. Нужно сломать множество мифов, которые есть о Донецкой области сейчас».
Комиксы о киборгах
Тема Майдана отразилась даже в детской литературе. Самым маленьким пытаются объяснить, что сейчас происходит со взрослыми и Украиной вообще. Так, «Издательство Старого Лева» выпустило книгу Галины Кирпы «Мой папа стал звездой» - рассказ маленькой девочки, отец которой погиб на Майдане. А «Сказка о Майдане» Христины Лукащук - своеобразная история страны: от появления украинцев до событий на Майдане.
Также во Львове в конце 2016 года к Дню святого Николая издали аудиодиск «Воины АТО читают сказки детям». Правда, по словам авторов, это уже больше сказкотерапия для бойцов. Изданы и несколько комиксов об АТО - «Охранники страны», «Украинские супергерои» и «Звитяга». Герои первых двух - это как собирательные образы киборгов и волонтеров, так и персонажи, имеющие реальных прототипов. А в «Звитяге» один из героев - молодой прокурор: он поехал в АТО ради «корочки» участника боевых действий, но сильно изменился после мистических снов о казаках и боев возле Саур-Могилы.
В поиске ответов
В магазине «Книгарня Е» рассказали, что сегодня подобные книги пользуются спросом, но меньше, чем два года назад. «Сейчас популярна литература о декоммунизации, книги о древней истории», - заверили продавцы.
Интерес к «правильной» литературе подогревают и сами книжные маркеты. Как рассказал нам продавец одного из книжных магазинов Киева, в их сети дано негласное указание - «продвигать» литературу патриотической тематики. «Нам дали указание - забрать с прилавком все книги, где прославляется противоположная точка зрения. Так мы сняли книгу Олеся Бузины, пророссийские исторические книги, биографию Сталина», - подтвердил собеседник, добавив, что некоторые читатели слишком нервно реагируют, если видят пророссийскую литературу.
Впрочем, глава Ассоциации книгоиздателей Александр Афонин сказал, что сейчас литературу, в которой изображены актуальные события, и так покупают больше, чем другие произведения: «Люди ищут ответы на вопросы: почему это случилось, как это происходит, какие перспективы, какое их место в этом потоке событий?»
Интерес меньше
Эксперты уверяют, что государство на популяризацию тех или иных тем не влияет: мол, это определенные писатели и издательства, почувствовав конъюнктуру, стали делать себе имя на политике.
«Никакого госзаказа по теме Майдана и АТО нет. Есть только три-четыре востребованные книжки на эту тему, среди которых - супербестселлер «Аэропорт» Лойко. Остальные книги менее популярны, потому что события «болят» и мы еще не готовы их отрефлексировать. Поэтому сами издатели осторожно относятся к таким темам. Было несколько «скороспелых» книг о Майдане и АТО, которые провалились. Например, повесть «Санитар с Институтской» Алексея Никитина, «Художник войны» Максима Бутченко и «Иловайск» Евгения Положия. Они не получили должной поддержки издателя, поэтому не превратились в бестселлеры. Реальные тиражи «Аэропорта» не известны, но это точно более 50 тыс. В этом году выпустили даже обновленную версию книги», - отметил книгоэксперт Даниил Ваховский.
Владелец «Книжного супермаркета» Константин Климашенко говорит, что издательства заказывают книги лишь в том случае, если считают, что они будут успешными. «Но бывает, писатели сами пишут 80% книги, приходят к издателям и говорят: «Вот у меня есть такая рукопись», - рассказал Климашенко. Но по его мнению, интерес к околополитической литературе уже сходит на нет: «Спрос на литературу о Майдане был очень серьезным первые два года, но сейчас он снизился».