Россия взяла на себя роль США на Ближнем Востоке
В столице Казахстана сейчас снова работают над урегулированием сирийского конфликта. В этом процессе участвуют Россия, Турция и Иран, представители различных сирийских групп, ООН и ЕС. Не присутствуют только США. Это в первую очередь вызвано незаинтересованностью Дональда Трампа, однако это также свидетельствует о том, что США потеряли свое влияние на Ближнем Востоке.
На протяжении десятилетий политика США доминировала в регионе, но сейчас эту роль, похоже, взяла на себя Россия. Все началось с того, что Запад увидел повод для надежды на то, что время диктаторов на Ближнем Востоке и в Северной Африке скоро останется позади. В 2010 году против местного диктатора поднялся Тунис, его примеру последовал Египет. В Йемене, Сирии и Ливии правящие режимы попытались подавить протестные движения через применение силы.
Когда ливийский лидер Муаммар Каддафи пригрозил, что очистит свою страну улица за улицей и дом за домом, в ООН решили, что пришло время вмешаться и предотвратить возможные зверства. Для этого государства НАТО потребовали установить над Ливией бесполетную зону. Россия отнеслась к этому скептически, однако поддалась на уверения альянса по поводу того, что эта мера необходима исключительно для защиты мирных граждан и никак не связана с вопросами политического влияния. В результате Россия воздержалась при голосовании, и ООН приняла соответствующую резолюцию под номером 1973.
Через полгода после вмешательства НАТО правительственные войска были разбиты, а мятежники заняли столицу - Триполи. Россия чувствовала себя обманутой, доверие к ООН и НАТО исчезло. С этого момента Москва, используя право вето, начала блокировать в Совете Безопасности все санкции против сирийского режима и различные мирные переговоры. Теперь у ООН больше нет влияния на конфликт в Сирии - ни политического, ни военного.
После этого оставалось уповать только на США, которые считали, что отвечают за гуманитарную ситуацию, но тоже не хотели начинать новую войну. Американский президент Барак Обама попытался использовать угрозы: если сирийское правительство применит против восставших химические вещества, США ничего не останется, кроме как осуществить военное вмешательство. Однако даже когда эта красная линия была пройдена и американские спецслужбы уверились в том, что президент Сирии Башар Асад применяет против своих граждан оружие массового поражения, Вашингтон не предпринял ничего.
Вместо того, чтобы ввести в Сирию наземные войска, Обама заключил сделку с Россией: он отказывается от военного вмешательства, а Россия берет на себя заботы о вывозе и уничтожении всех опасных химических веществ, находящихся в Сирии. Это стало значительным моментом в сирийском конфликте»: решение Обамы закрепило смещение власти на Ближнем Востоке в пользу России. Несмотря на то что сообщения о применении ядовитых веществ в Сирии продолжали поступать, США ничего не делали в этом отношении.
В начале 2015 года США предприняли последнюю большую попытку военного вмешательства в сирийский конфликт. Пентагон потратил полмиллиарда долларов на вооружение и обучение сирийских повстанцев, однако в итоге группировка распалась. В конце концов США пришлось признать, что от элитного формирования численностью 5 тысяч человек осталось только пять бойцов. Это была катастрофа, и в итоге программу прикрыли.
Летом 2015 года свою новую власть на Ближнем Востоке закрепил Владимир Путин, и 30 сентября российские военные самолеты впервые поднялись в небо над сирийской землей для нанесения авиаударов - по джихадистам, повстанцам и гражданским. В то время как сирийский президент Асад с помощью России медленно завоевывал преимущество, Запад только беспомощно наблюдал. Поскольку Россия теперь контролирует воздушное пространство Сирии, военное вмешательство Запада вылилось бы в прямой конфликт с Москвой.
В настоящее время России, очевидно, удалось создать альянс, который может наконец добиться прекращения боевых действий в зоне конфликта. Похоже, что Путин заключил сделку с Турцией и Ираном. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган больше не требует свержения режима, а взамен может контролировать области курдов на севере Сирии вблизи турецкой границы. А Иран поддерживает Асада силами своей Революционной гвардии и может отпраздновать победу сирийского режима как победу шиитов.
Что касается России, то в лице Асада и сирийского правительства она нашла верного вассала на Ближнем Востоке. Асад не забудет, насколько он зависим от своего российского благодетеля. Путин доказал, что политику на Ближнем Востоке невозможно проводить без его участия. Будет ли перемирие прочным и удастся ли России принести в Сирию мир надолго, пока неясно. Однако уже сейчас можно с уверенностью утверждать: на Ближнем Востоке произошла историческая смена парадигмы.