Будущее Минска-2: каковы последствия боев под Авдеевкой
Бои в районе Авдеевки вновь ставят под сомнение Минск-2 как инструмент достижения мира в Донбассе. Но эксперты советуют держаться за него - ведь к нему привязаны санкции Запада против РФ. Январская эскалация противостояния между пророссийскими сепаратистами и украинскими войсками становится печальной традицией в истории конфликта в Донбассе, в ходе которого с весны 2014 года погибли уже более 10 тысяч человек. Именно в начале 2015 года велись ожесточенные бои под Дебальцево, которые, наряду с иловайским "котлом" летом 2014-го, стали одними из самых кровавых столкновений на востоке Украины за этот период.
"Тест" Москвы для Трампа
Информация о жертвах столкновений под Авдеевкой, это промышленный город-спутник Донецка, поступает противоречивая. Представители вооруженных сил Украины и сепаратистов заявляют, что противник понес более серьезные потери. Нынешние боевые действия генсек НАТО Йенс Столтенберг уже успел назвать "самым серьезным обострением за долгое время". Он в очередной раз призвал Москву повлиять на пророссийских сепаратистов с тем, чтобы "прекратить насилие". В Кремле, также выразив обеспокоенность эскалацией конфликта, назвали ситуацию "провокацией" украинских властей.
Опрошенные DW западные эксперты считают, что эскалация боев в Донбассе после новогодне-рождественских праздников была ожидаемой. Впрочем, международно-политический контекст нынешнего обострения является особым, отмечает эксперт Немецкого фонда Маршалла Йорг Форбриґ (J?rg Forbrig). На пост президента США заступил Дональд Трамп, в минувшие выходные состоялся его первый телефонный разговор с российским лидером Владимиром Путиным. В Москве ожидают уступок новой администрации в Вашингтоне в вопросе влияния России на соседние страны, полагает эксперт.
Поэтому происходящее под Авдеевкой - "тест на то, действительно ли новый хозяин Белого дома готов на уступки России в ее требованиях к Украине", уверен Форбриґ. Он также напоминает, что начало боев по времени совпало с визитом президента Украины Петра Порошенко в Берлин. Поэтому это может быть и сигналом немецкому правительству, говорит эксперт: "Россия пытается продемонстрировать, что она до сих пор имеет большее влияние на ситуацию и может усиливать напряжение так, как того захочет".
Минск-2 имеет решающее значение для сохранения санкций
Нынешняя эскалация, по мнению Форбрига, ярко иллюстрирует, что не выполняется даже базовый пункт минских соглашений - поддержание режима прекращения огня. "Поэтому, по сути, исходная позиция, когда подписывались минские договоренности, за последние два года практически не изменилась", - констатирует эксперт. Впрочем, альтернативы этим соглашениям, по его мнению, на данный момент нет. Прежде всего потому, что именно к ним привязаны санкции Запада против России.
"Если мы сейчас скажем, что минские переговоры провалились, и эти соглашения не могут быть воплощены в жизнь, то мы, конечно, теряем главный рамочный документ для санкций", - объяснил Форбриг. А учитывая призывы в Европе к ослаблению санкций и спекуляции на тему их отмены с приходом новой администрации в США, прекращение их привязки к Минску-2 может быть фатальной для всей санкционной политики, предостерегает он.
В то же время эксперт брюссельского аналитического центра CEPS Грант Костанян (Hrant Kostanyan) считает, что в случае ухудшения ситуации в Донбассе санкции против Москвы должны быть даже усилены. Он не верит в скорое разрешение конфликта, указывая как на несовершенство самих минских соглашений, так и на отсутствие воли у обеих сторон воплощать их в жизнь. "Поэтому лучшее, чего сейчас можно достичь - это снижение напряжения", - заявил Костанян агентству AP.
Но, учитывая внутриполитическую ситуацию в ЕС, прежде всего грядущие президентские выборы во Франции и парламентские в Нидерландах, усиление санкций "крайне нереалистично", полагает Штеффен Халлинг (Steffen Halling) из берлинского Фонда "Наука и политика" (SWP): "В ближайшие месяцы в значительно большей степени речь пойдет о том, чтобы вообще сохранить в ЕС консенсус по этоу вопросу".
Единственное, что ЕС, в том числе и Германия, могут дополнительно сделать в ответ на новую эскалацию в Донбассе, - это активнее помогать с восстановлением и оказанием гуманитарной помощи жителям востока Украины, "которые даже на контролируемых Киевом территориях часто все еще очень скептически настроены к ЕС", добавляет Халлинг.
Главная цель - дать Украине пространство для действий
В том, что дополнительные санкции в отношении России в ответ на бои в районе Авдеевки маловероятны, соглашается и Густав Грессель (Gustav Gressel) из Европейского совета по международным отношениям (ECFR). "Где европейцы могли бы делать больше, так это продвигать какие-то инициативы в рамках НАТО в вопросе помощи украинской армии в боевой подготовке, поставках военной техники, особенно если американцы перестанут демонстрировать активность (в альянсе. - Ред.)", - заявил он в беседе с DW.
А что касается минских соглашений, то эксперт не считает их полностью провалившимися. По его выражению, пока режим в России завязан на сегодняшний идеологии, а Путин крепко держится за власть, полное выполнение Минска-2 "очень проблематично, если не невозможно". "Но это не является главной целью минских договоренностей, - говорит он. - Главная цель - предоставить Украине определенное пространство для действий, международную помощь, чтобы достичь прогресса в реализации реформ".
Если это произойдет, Киев окажется в гораздо более сильной позиции: "По крайней мере для того, чтобы выждать, пока времена в России изменятся, и только тогда можно думать о настоящем решении для Донбасса и для Крыма". Именно поэтому Грессель советует Киеву не хоронить Минск-2, а наоборот - брать на себя инициативу по его выполнению, независимо от действий другой стороны. "Когда в дипломатическом процессе Киев - та сторона, которая постоянно говорит "нет" в ответ на российские предложения, то прежде всего в Западной Европе - во Франции, в Нидерландах, в Италии - многие думают, что Киев - тот, кто отказывается что-то делать", - предостерег Густав Грессель.
Белый дом Вашингтон Германия НАТО Франция