Новости и события » Общество » Комментарий: Гражданская война за Исаакий

Комментарий: Гражданская война за Исаакий

Комментарий: Гражданская война за Исаакий

Кремль, церковь и часть общества не выучили ошибки прошлого и готовы их совершить вновь, считает Константин Эггерт. Комментарий российского журналиста специально для DW. Противостояние вокруг Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге - спектакль, в котором задействованы все главные персонажи современной российской политики и общественной жизни. Причем, как и должно быть в постмодернистской пьесе или в фильме братьев Коэнов, у большинства персонажей есть свои, порой весьма существенные, изъяны.

Действующие лица и исполнители

"Руководитель-силовик" - губернатор Полтавченко, который, кажется, совершенно искренне пытается совместить неофитскую, порой наивную, воцерковленность с государственной службой и лояльностью корпорации чекистов.

"Церковный иерарх" - санкт-петербургский митрополит и управляющий делами Московской патриархии Варсонофий, обладатель провинциального мышления и могучего административного ресурса.

"Чиновник-интеллигент" - директор музея Буров, который многие годы за очень солидную зарплату распоряжался не менее солидным бюджетом и прекрасно ладил с властью, а теперь нарвался на проблемы и стал "как бы" оппозиционером.

"Официальные оппозиционеры" - депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, вроде бывшего "яблочника", а ныне справоросса Максима Резника. Они (за ярким исключением честнейшего Бориса Вишневского) с разной степенью угодливости виляют хвостом, когда речь заходит о действительно важных для Кремля вопросах, типа крымского, но надувают щеки и созывают митинги, когда можно без особых последствий продемонстрировать свою "оппозиционность".

"Общественность" - честные жители города. Они, с одной стороны, справедливо возмущены хамством митрополита и его присных, а с другой - без особых усилий возвращаются к идеологическим клише среднего советского интеллигента, с детства презиравшего "шаманов в рясах" и ходившего смотреть маятник Фуко в тот же "Исаакий" при позднем Брежневе.

Также в рядах общественности, как всегда в таких случаях, есть неизменные анархисты и активисты ЛГБТ-движения. Их повестка дня, ясное дело, не поменяется, даже если фамилия президента России будет Навальный, а патриархом станет подвижник масштаба Сергия Радонежского.

Наконец, за сценой хорошо просматриваются фигуры - Владимира Путина и патриарха Кирилла, которые, совершенно очевидно, и решили вопрос о передаче Исаакиевского собора церкви. Они и есть "главные герои" этого действа. Даже обычно осмотрительный и уважаемый в Кремле Михаил Пиотровский (персонаж - "резонер") был немедленно наказан за попытку вмешаться в конфликт. Директор Эрмитажа дипломатично призвал предстоятеля Русской церкви "временно" отозвать просьбу о передаче ей Исаакиевского собора до урегулирования конфликта. Ответом ему стал приход в музей сотрудников ФСБ (роль "рядовые силовики"). Они заявили, что проверяют сигналы о коррупции во вверенном Пиотровскому учреждении.

"В эпизодах" - епархиальный пресс-секретарь Пелин, по-хозяйски приказывающий общественности "не истерить", вице-спикер Госдумы с антисемитскими взглядами граф Толстой и другие.

Реституция и интеллигенция

Пьеса эта, следует признать, разыгрывается уже не первый год и даже не первое десятилетие. Достаточно вспомнить выселение церковью реставрационного центра имени Грабаря из елизаветинского храма на Ордынке в 1990-е годы. Но такой масштабный спектакль в декорациях одного из самых знаменитых российских храмов-памятников, да еще таким составом можно было разыграть только в насквозь больном постсоветском обществе и именно в год столетия большевистского переворота. В этом обществе до сих пор не закончилась гражданская война. Этим и объясняется то, как быстро обе стороны вспоминают недавнюю историю: "Вы - потомки комиссаров!" - "Долой попов-мракобесов!".

Церковная бюрократия хочет продолжать играть роль жертвы богоборческого режима, несмотря на то, что сегодня она прекрасно встроена в государственный механизм и является прямым и косвенным получателем бюджетных средств и преференций. Русская православная церковь, в сущности, единственное юридическое или физическое лицо в России, в отношении которого официально действует реституция. Обвинения в коррупции и стяжательстве огульно отметаются как "происки антицерковных сил".

То, что право на возвращение собственности реализуется в грубой приказной форме, людей коробит больше, чем сам факт передачи храмов и монастырей РПЦ. Политически задавленные властью, лишенные участия в свободной, конкурентной политике активные граждане выплескивают свою фрустрацию на церковь, в которой видят часть Системы. Логический аргумент, что собор создавался именно как место молитвы, а не как музей, они воспринимать не хотят и довольно быстро переходят к атеистическим лозунгам советской поры. Популярное перед революцией представление о том, что "интеллигентному человеку нечего делать в церкви" становится все более распространенным.

Предчувствие новой гражданской войны

Кремль полагает это состояние идеологической войны выгодным для себя. Он как бы парит над схваткой двух потенциальных моральных оппонентов любой авторитарной власти - городского среднего класса и церкви. Благодаря госпропаганде активные граждане предстают в глазах страны, особенно провинции, крикливыми истериками, которые "с жиру бесятся". Церковная иерархия, просящая заступничества и подачек у государства, окончательно превратилась в чиновников в рясах.

Без государства они бессильны и, за редким исключением, лишены авторитета в глазах гражданского общества. Причем в начале прошлого века значительная часть иерархов, простых клириков и христианских мыслителей осознавала опасность сохранения такого положения дел. Результатом стал Поместный собор 1917-1918 года, восстановивший патриаршество и предложивший масштабную реформу церковного управления и отношений с обществом. Сегодняшнее руководство РПЦ следует прямо противоположным путем.

Все это мы уже проходили сто лет назад: неподконтрольная обществу власть, пытающаяся законсервировать ситуацию; общественность, от безысходности медленно, но верно радикализирующаяся и теряющая способность к диалогу; церковь, неспособная преодолеть зависимость от государства и соблазненная все более формальной ролью идейной опоры империи. Я знаю, что история никогда не повторяется. Но отделаться от мысли, что один раз, в 1917 году, это уже закончилось плохо, я не могу.


Магія східної кухні: особливості та традиції

Магія східної кухні: особливості та традиції

Східна кухня відома різноманіттям ароматів та смаків. Вона заснована на глибоких традиціях, історії та має особливості приготування. Звички формувалися впродовж багатьох століть під впливом різних культур та географічних особливостей. Вони присутні в кожній...

вчера 15:32

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх