Красная цена Евровидения
Организацию песенного конкурса в Украине оценили в 24 миллиона долларов. Эксперты уверены: можно уложиться в $7 млн, остальное - просто «освоят» чиновники и «свои» подрядчики. Как это было в 2005-м..
До Евровидения, которое этой весной пройдет в Киеве, остается всего три месяца. Однако до сих пор не проведены основные тендеры, не озвучена смета расходов. А они будут немалыми - государство и киевские власти выделят на организацию музыкального мероприятия суммарно около $24 миллионов. Эксперты высказывают опасения, что и в этот раз, как в 2005-м, когда Украина впервые принимала у себя Евровидение, средства просто «освоят» ответственные чиновники и карманные подрядчики. Тогда, как показал госаудит, в неизвестном направлении исчезли около половины выделенных денег.
А начиналось все сказочно - Джамала принесла Украине победу на Евровидении-2016. Дальше наступили дни лихорадочной проверки государственных возможностей: сможем ли, потянем? Звучали даже предложения, что Украине стоит отказаться от проведения конкурса, ведь он может нам обойтись слишком дорого.
Летом 2016-го министром финансов Александром Данилюком была озвучена космическая цифра - мол, Евровидение будет стоить нам 1 млрд 200 млн гривен. Затем цифру опустили до миллиарда. Из каких расчетов рождалась сумма - неизвестно. «Данилюк назвал неадекватную цену. Никогда Евровидение не обходились в такую сумму нигде в Европе», - возмущается Тарас Стецькив, который в 2005-м, когда Украина впервые принимала у себя Евровидение, был председателем НТКУ.
В конце концов исполнительные продюсеры Евровидения-2017 в декабре объявили сумму в 655,7 миллионов гривен (около $24 млн). Из них 455,7 млн - выделяет Кабмин, 200 млн - бюджет столицы.
Однако и с этой цифрой эксперты не согласны. Бывший депутат Киевсовета Ярослав Быструшкин, который в 2005-м занимался фан-зонами Евровидения и сам организовывал фестивали (международный рок-фестиваль «Чайка»), говорит, что сумма, которую в Украине планируют потратить на проведение конкурса, завышена в разы: «Если заложить в бюджет раздачу на Крещатике шампанского «Дом Периньон», то можно и сто миллионов долларов нарисовать», - говорит он. Также, по его словам, даже если нам вернут около 3 млн долларов в виде гарантий от Европейского вещательного союза, государство все равно потеряет около $22 млн.
Сумма названа, а вот статьи расходов - до сих пор нет. Мы подали запрос на смету «Евровидения-2017», на интервью с руководством НТКУ и исполнительным продюсером конкурса, которые отвечают за его проведение. Однако за 2 недели поговорить с нами времени никто так и не нашел, сославшись на большую загруженность из-за подготовки.
ИНОСТРАННЫЕ БЮДЖЕТЫ КОНКУРСА
Из 655 миллионов гривен потрачено пока менее 36 млн. Из них 35 млн - это стоимость двухмесячной аренды Международного выставочного центра на Левом берегу, где собственно и состоится концертная часть. Еще 420 тысяч гривен отдали дизайнерам, которые разработали логотип конкурса. Победителя определили за 1 минуту. 29 декабря 2016 года на сайте ProZorro в 22:43 был объявлен лот, в 22:44 -определен победитель.
Инфраструктурных «дыр», которые срочно надо бы закрыть, в столице на сегодня почти нет. На что же, с учетом того, что новых построек не будет, Киев потратит такие большие деньги? И во сколько организация обходится в Европе?
Как показывает практика в других странах, конкурс можно провести как за космические суммы в 194 млн долларов, как это сделал в 2012-м Азербайджан (однако там бюджет формируется из нефтедолларов, которые никто особо не считает), так и за скромные 15 млн долларов, как Швеция в прошлом году. При чем шведы умудрились «переплюнуть» в экономии самых себя образца 2013 года. Тогда на проведение конкурса в городе Мальме они потратили 26 миллионов долларов и полностью отбили затраты. А в коммерческом плане - еще и очень хорошо заработали. В шведское медиапространство тогда поступило рекламных заказов на 130 000 000 долларов. А на следующий год после проведения конкурса в эту скандинавскую страну приехало на полмиллиона, или на 5%, больше туристов.
В контексте экономии государственных средств тот конкурс был показательным. Из госбюджета шведы потратили на организацию Евровидения всего 3,7 млн, еще $15,1 млн - это были деньги местной телекомпании SVT, транслирующей конкурс. Остальные деньги (7 200 000 долларов) - спонсорские поступления.
Исполнительный продюсер «Евровидения-2013» Мартин Йостердаль тогда гордился успехами и наделся, что их модель финансирования пригодится и другим: «Мы надеемся, что сможем создать устойчивую модель. Такую, чтобы другим маленьким странам было под силу поднять организацию фестиваля».
Пока использовать эту эффективную модель привлечения спонсоров удалось только самим шведам. Ведь в 2016 году конкурс был снова проведен в Швеции, и снова очень экономно - всего за 15 миллионов долларов. Половину расходов снова, как и в 2013-м, на себя взяло местное телевидение.
ГЛАВНЫЕ РАСХОДЫ - ЗАРПЛАТЫ
В то, что подобного уровня экономии, можно добиться в Украине, эксперты не верят. «Думаю, у нас в стране есть не более 10 человек, которые могут составить толковый бюджет Евровидения. И я на сегодня не знаю, кто взял бы на себя ответственность и сказал: это стоит 25 миллионов долларов потому-то и потому-то», - говорит Ярослав Быструшкин.
Он уверен: Евровидение у нас можно провести за 7 млн долларов. «И хорошо провести». Аргументирует Быструшкин тем, что большая часть расходов на проведение конкурса - это зарплаты персоналу: «От охранников, уборщиков до техников. И это сама техника».
«Если заложить в бюджет раздачу на Крещатике шампанского «Дом Периньон», то можно и сто миллионов долларов нарисовать» Ярослав Быструшкин, в 2005-м был в гуманитарной комиссии Киевсовета
Средняя оплата труда за час в Австрии, которая в 2015-м провела конкурс за 42 млн долларов (из них государственных было только 11,6 млн), составляет около 20 евро. В Швеции, даже с учетом самого высокого в мире уровня налогообложения, - около 25 евро. В Дании, где организация конкурса в 2014-м обошлась в $51 млн, - около 30 евро. В Украине «средняя температура по больнице» - 1 евро в час. То есть, по идее, конкурс нам должен обойтись в 20-30 раз дешевле, нежели европейцам.
Однако чуда никто не ждет, и воюющая Украина с обнищавшим населением, которое уже не в состоянии платить даже за коммуналку, потратит на Евровидение те же суммы, которые расходуют богатые и благополучные западные страны. Причина банальна, считают эксперты, - деньги попытаются освоить чиновники и «нужные» подрядчики. «Когда выделяются средства на проведение подобных мероприятий, есть люди, которые уже профессионально их осваивают, - говорит Олег Рыбачук, который был членом организационного совета «Евровидение-2005». - Куча строителей, подрядчиков, музыкальных продюсеров... Я когда-то был на крокодильей ферме - им бросали пищу, и все приходило в движение... За этим очень интересно наблюдать. Так и с Евровидением - крокодилы в целом у нас те же остались (например, Павел Грицак, который в 2005-м отвечал за трансляцию Евровидения, сегодня - тоже в оргкомитете. - Авт.). И механизмы, которые использовались тогда, будут использоваться снова. Потому что время, которое могло пойти на подготовку, уже потеряно». Как и в 2005-м.
КУДА ИСЧЕЗЛИ $10 МИЛЛИОНОВ: СХЕМЫ
В 2005 году Евровидение обошлось Украине в 20 млн долларов. Курс тогда был 5,05. Соответственно, общие расходы составили около 100 000 000 гривен. Из-за Оранжевой революции на подготовку оставалось 3 месяца. По сокращенной процедуре было проведено 73 тендера, отобрано более 200 фирм-подрядчиков и заключено 162 договора на выполнение работ. А работа на скорую создает прекрасную атмосферу, чтобы деньги никто не считал.
То Евровидение было уникальным, вспоминает Тарас Стецькив: «Единственный раз в истории конкурса подготовка в нему длилась всего 2 месяца. Руслана выиграла в июне 2004 года, потом была Оранжевая революция. И за три месяца до проведения конкурса стало понятно, что он - на грани провала. Потому что власть тогда не занималась Евровидением - она занималась выборами».
«Все мне говорит о том, что в 2017-м все будет так же, как в прошлый раз, - говорит Олег Рыбачук. - Как и тогда, до последнего момента будут разные причины, почему мы не можем вовремя провести все тендеры».
Мы обратились в госаудит, чтобы заполучить данные о проверке тогдашних расходов. Ответ получили достаточно сенсационный. Нарушений зафиксировано десятки, и суммы - огромные. Общая сумма неопределенных госаудитом расходов - 25, 6 млн гривен, или более 5 миллионов долларов. Еще 4,5 миллиона долларов от Европейского вещательного союза не поступили на счета НТКУ, но были указаны в доходах. По данным ревизии, они были переданы трем зарубежным фирмам.
Тарас Стецькив признает проблему лишь с одним подрядчиком. А обвинения в коррупции отвергает. На все упреки госаудита у него один ответ - прокуратура дел на НТКУ не завела: «КРУ проверяло все финансовые процедуры. Затем они все передали в прокуратуру. И прокуратура четко сказала - претензий к НТКУ не имеет. Не было никакого нецелевого использования средств. Была проблема только с одним из подрядчиков, который реализовывал билеты на полуфинал. Там у него не сошлись цифры, и на него потом наложили штраф. С такой быстрой подготовкой, возможно, мы что-то недосмотрели».
«Не было никакого нецелевого использования средств. Была проблема только с одним из подрядчиков, который реализовывал билеты на полуфинал. Там у него не сошлись цифры, и на него потом наложили штраф». Тарас Стецькив руководил НТКУ в 2005-м.
На самом деле, недосмотрели, по данным проверки, почти везде. Схемы разные и интересные. Самая простая - банальное завышение цены. Например, по оценке аудиторов, ООО «Зинтеко» предоставило услуг при строительстве сцены на сто тысяч гривен. А получило - пол миллиона.
Но есть и другое. Например, «ООО Актив Транспорт Сервис» получило от НТКУ 3 млн гривен на транспортные услуги. 60% суммы они передали трем другим компаниям, которые выполняли почти всю работу. 40% - оставили у себя. Эти три компании предоставили 93 транспортных средства, «Актив Транспорт» - 3. За 1 млн 200 тысяч гривен! Всего 4,6 миллионов гривен бюджетных средств было отдано коммерческим структурам за работы, которые НТКУ могла выполнить сама. И так далее. Данные проверки были переданы в прокуратуру и СБУ, но там растворились. Не будет ли так и в этот раз?
«Во время «Евро-2012» стадионы достраивали с откатом в 75 процентов. В частности, «Львов-арену». Начинали с 30%, 50%, а на последней фазе доходило до 75» Олег Рыбачук был членом организационного совета «Евровидение-2005»
«Во время «Евро-2012» стадионы достраивали с откатом в 75 процентов. В частности, «Львов-арену». Начинали с 30%, 50%, а на последней фазе доходило до 75, - рассказывает Олег Рыбачук. - Сейчас такие цифры невозможны. Но то, что откаты будут - у меня сомнений нет. Потому что мы имеем дело с профессиональными крокодилами. Это отработано. А время на тендеры потеряно - а именно там сбивается цена».
Сегодня руководство Евровидения - это молодые люди. Так называемое новое поколение: Александр Хаберин, Виктория Романова и тот же Павел Грицак. Но говорить о ходе подготовки они не хотят. Ссылаются на то, что не все еще сделано, смета еще не согласована. То есть, Кабмин уже заложил средства, КГГА заложила средства, а на что - пока решают. Потом покажут. Возможно.
«НИКТО СЮДА НЕ ПРИЕДЕТ»
Звучат голоса, что, мол, деньги, потраченные на Евровидение, государство сможет и отбить: за счет продажи билетов, сувениров, туристов. Однако Дмитрий Тимченко, который в 2016-м организовал самый масштабный фестиваль в Украине последних лет - Atlas Weekend, уверен - это большая иллюзия.
«Евровидение, на мой взгляд, - пустая трата денег, - говорит он. - Мы страна-попрошайка и, к сожалению, воюющая страна, которая устраивает за 655 миллионов у себя Евровидение - ради имиджа. Но никто сюда не приедет. Потому что это мероприятие для домохозяек».
Вторит ему и Быструшкин: «Гордость не позволяет нам отказаться от проведения конкурса... Хотя Израиль отказывался, Люксембург отказывался. Это не есть проблема для Европы... Я думаю, просто не надо путать национальную гордость и желание определенных политиков выйти на сцену и сказать: «Э-ге-гей! Европа! Мы здесь!». Но надо понимать, что они это сделают за наши с вами деньги. Хотят пиариться - пусть делают это за свой счет, они богатые ребята».
«Евровидение, на мой взгляд, - пустая трата денег. Мы страна-попрошайка и, к сожалению, воюющая страна, которая устраивает за 655 миллионов у себя Евровидение - ради имиджа. Но никто сюда не приедет. Потому что это мероприятие для домохозяек». Дмитрий Тимченко организатор фестиваля «Atlas Weekend»
Как рассказал нам Дмитрий Тимченко, бюджет Atlas Weekend, который в течение трех дней посетило около 150 000 человек, вмещается всего в пару миллионов долларов. Это при том, что персонал фестиваля превышает 500 человек, а основная затратная часть - это гонорары артистам, чего нет на Евровидении. Выживают за счет продажи билетов и спонсорства. Средняя цена на билеты Евровидения-2017 в МВЦ будет в районе 50 евро. Даже если два полуфинала и финал соберут полный зал на 10 тысяч мест, сумма проданных билетов может достичь всего полутора миллиона евро. О спонсорской помощи пока официально не говориться.
Конечно, пока рано говорить о коррупции при подготовке Евровидения-2017. Хотя бы потому, что эта подготовка фактически не начата. 12 лет назад КРУ нашло нарушения на миллионы гривен, но прокуратура не нашла оснований для заведения дел. Сегодня, по оценкам разных экспертов, сумма на проведение конкурса превышена почти в два раза. Возможно, соответствующим службам стоит начать мониторить деньги во время их траты, а не постфактум, отыскивая затертые следы.