Архив: интервью Виктора Чанова клубному журналу
Материал из клубного журнала ФК «Динамо», июнь 2006 г.
У большинства любителей футбола фамилия Чанов ассоциируется со словом "вратарь". Династия вратарей высокого класса: Виктор Чанов, выступавший в послевоенные годы за московский ЦСКА, его сыновья Вячеслав Чанов, известный по играм за донецкий "Шахтер", московские ЦСКА и "Торпедо", и Виктор Чанов - знаменитый голкипер киевского "Динамо" и сборной СССР 80-х годов. В канун 20-летия победы "Динамо" в Кубке кубков 1986 года младший из Чановых-вратарей вспоминает то время.
- Виктор Викторович, в "Динамо" вы перешли в 1982 году из донецкого "Шахтера". Это было повышение в классе?- До перехода в Киев я несколько сезонов был основным вратарем "Шахтера" и вызывал заинтересованность со стороны других клубов. "В "Динамо" меня звали на протяжении пяти лет, но с переходом тянул - для себя сказал, что буду играть только в основном составе, а в "Динамо" мне это никто не мог гарантировать. Параллельно получил приглашения от московских "Спартака" и "Торпедо". Именно из "Шахтера" меня начали привлекать в сборную СССР, а после матча с Чехословакией в Братиславе меня пригласил к себе в гостиничный номер сам Лобановский. К тому времени я уже был морально готов перейти в другой клуб, а на предложение Валерия Васильевича ответил дипломатично: "Я подумаю". Мне действительно хотелось посоветоваться с семьей. Сделав несколько шагов к выходу, услышал фразу, ставшую впоследствии знаменитой: "Ну что, у тебя время закончилось". Я согласился. С пониманием к этому отнеслись в Донецке, не чиня никаких препятствий.
- А как насчет места в основном составе? Лобановский его вам гарантировать не мог?- Я рассказал тренеру про свои опасения, но и здесь Лобановский нашел свои аргументы: "Если я тебя приглашаю, значит, вижу в команде". Так оно и оказалось. Я практически без проблем вписался в коллектив, со многими ребятами был знаком по выступлениям за сборную. Начал попадать в основной состав, без проблем приняв предлагаемые требования и нагрузки, которые нельзя было сравнить с донецкими. Прочувствовал более профессиональное отношение к футболу в Киеве. Место в воротах мы делили тогда с Михаилом Михайловым. Хотя соперничали только на футбольном поле, а в обычной жизни у нас сложились дружеские отношения. У нас была здоровая конкуренция: чему-то я учился у него, чему-то - он у меня. Отдельного тренера вратарей в штате команды тогда не было. Второй тренер, а это был Анатолий Пузач, больше внимания уделял работе с нами, давал на тренировках специальные упражнения. У него это хорошо получалось.
- Победный состав не меняют - гласит известная футбольная поговорка. Как случилось, что после полностью пропущенного вами и победного для "Динамо" 1985 года Лобановский уже в первом матче следующего сезона доверил вам место в составе?- Мне это было трудно понять. Михаил Михайлов довольно неплохо отыграл предыдущий год, в то время как я залечивал переломанную руку. Некоторые люди даже советовали "завязать" с футболом. Понимая ситуацию, в один момент захотел попросить Лобановского отпустить меня обратно в Донецк. Но, несмотря на все проблемы, по полной программе отработал все зимние сборы и абсолютно неожиданно на установке перед первым матчем услышал в стартовом составе свою фамилию. В то мгновение даже подумал, что Валерий Васильевич ошибся. Позже ребята по команде прозвали меня Фениксом, сумевшим возродиться после тяжелых испытаний судьбы.
- Волновались сильно?- Чтобы почувствовать в себе уверенность, потребовалось минут двадцать в матче Кубка кубков с "Рапидом". Все наши соперники прекрасно знали, что с первых минут "Динамо" всей мощью налетит на них, постаравшись сделать голевой задел. Обычно к середине первого тайма мы забивали три мяча и дальше доигрывали матч в свое удовольствие. Мне с такими игроками было вдвойне комфортней в воротах. А таких защитников, как Бессонов, Кузнецов, Демьяненко, Балтача, нужно было еще поискать!
- По каким критериям Лобановский подбирал футболистов в свою команду?
- Каждый из игроков должен быть силен характером. Ему нравились люди, не боящиеся трудностей, умеющие ставить цели и достигать их. Футбольные качества перечислять можно долго. Прежде всего ценил в полевом игроке универсальность, видение поля, боевитость.
- В какой момент выступлений в Кубке кубков перед командой поставили задачу победить?
- Напрямую цели команды не обсуждались. В "Динамо" во всех турнирах привыкли ставить одну задачу - только победа. Той команде было все равно, кого обыгрывать - хоть "Нефтчи", хоть "Атлетико". Уверенность пришла после матчей с австрийским "Рапидом". Мы поняли, что достойны победы в турнире, и решили довести дело до конца. В 1986 году на каждого из игроков "Динамо" выпала огромнейшая нагрузка. При этом ни один из матчей не могу назвать проходным. Накопленная усталость, физическая и психологическая, сказалась годом позже. Все были настроены на повторение еврокубкового успеха, но пройти в полуфинале "Порту" нам было не суждено. Лично для меня игры с португальцами были одними из самых неудачных в карьере.
- Как и десятью годами ранее, развить успех команде Лобановского не удалось....
- Мне сложно говорить про связь между поколениями. В 80-е годы у "Динамо" был костяк, вокруг которого строилась игра. Многие ребята, которые вместе со мной пришли в команду, покинули ее в конце 80-х, когда союзный чемпионат уже был близок к распаду, когда появилась возможность уехать играть за границу. Период расцвета той команды пришелся на победу в Кубке кубков, выступление сборной на Кубке мира в Мексике. Эта рана ноет и спустя двадцать лет. Как по мне, мы должны были становиться чемпионами мира. После игр в группе именно к этому мнению сходились специалисты. Думаю, что нас просто испугались и решили остановить в 1/8 финала.
- В Мексике и двумя годами позже на Евро 1988 вы были дублером Рината Дасаева. Было ли желание вообще не приезжать в сборную?
- Так вопрос перед собой не ставил. В сборную СССР вызывали лучших из лучших футболистов огромной страны. А насчет конкуренции между мной и Ринатом... Выбор состава всегда за тренером. Мы же с Дасаевым были и остаемся в дружеских отношениях, нам делить нечего. Хотя и сейчас считаю: играй я за "Спартак", место в воротах сборной было бы за мной.
- Почему вратарь такого уровня решил продолжить карьеру в Израиле? Неужели более серьезных предложений не поступало?
- Самое интересное, впервые зарубежные клубы на меня обратили внимание в 1983 году. Президент "Глазго Рейнджере" хотел видеть в своей команде. Тремя годами позже звали в один из американских клубов. Сейчас не каждый поймет логику в моих действиях, но тогда о смене страны даже думать было запрещено. Когда я подписал контракт с "Маккаби" из Хайфы, поступило предложение от нескольких именитых клубов, в том числе и от "Манчестер Юнайтед". Не заполучив меня, они приобрели Питера Шмайхеля. Я же о своем выборе ничуть не жалею. За годы, проведенные в Израиле, выиграл два чемпионских титула и два национальных кубка.
Анфас, профиль
Виктор ЧАНОВ
Вратарь.
Родился 21 июля 1959 г. в Донецке.
Заслуженный мастер спорта.
Выступал за команды "Шахтер" Донецк (1976-1981), "Динамо" Киев (1982-1990), израильские клубы "Маккаби" Хайфа (1990-1993), "Бней-Йегуда" Тель-Авив (май 1993 - август 1994), украинский "Борисфен" Борисполь (1994-1995, играющий тренер).
В чемпионатах СССР провел 234 матча.
Обладатель Кубка кубков 1986.
Чемпион СССР 1986, 1990.
Обладатель Кубка СССР 1980, 1982, 1987,1990.
Чемпион Израиля 1991.
Обладатель Кубка Израиля 1991, 1993.
Лучший вратарь СССР 1986.
За сборную СССР в 1982-1990 провел 21 матч.
Вице-чемпион Европы 1988, участник финального турнира Кубка мира 1986