Мельничук VS Лещенко: Как депутаты отреагировали на очередную драку и что предлагают делать
Нардепы-однопартийцы от "БПП" Иван Мельничук и Сергей Лещенко сцепились в драке во время утреннего пленарного заседания парламента 9 февраля. Нападающий возмутился опубликованными в Facebook словами бывшего журналиста о специальном бойкотировании работы антикоррупционного комитета - и пошел выяснять отношения. В результате Лещенко остался с разорванным пиджаком.
Драка в парламенте произошла не впервые. Депутаты комментируют, осуждают и предлагают ввести более жесткие санкции в отношении нарушителей.
Все началось после полудня. Парламент готовился наконец проголосовать законопроект о Конституционном суде, который до этого обсуждали длительное время. Уже было пора идти на традиционный перерыв и спикер Андрей Парубий настаивал на голосовании, даже когда послышался шум и возгласы, а некоторые нардепы подошли к трибуне и просили главу ВР объявить перерыв.
"Пожалуйста, не срывайте заседание. Коллеги, я не позволю сорвать судебную реформу, мы потом разберемся в регламентном комитете, в чем проблема", - сказал Парубий.
Надо подчеркнуть, что закон о Конституционном суде в первом чтении приняли - по крайней мере, не зря спикер не прекращал заседание.
Хотя такие его действия вызвали недовольство.
"Конечно, я осуждаю эту ситуацию, осуждаю вообще такие политические действия. Пожалуй, больше всего я сожалею по поводу действий Парубия. В этой ситуации спикер парламента не должен продолжать так, будто ничего не произошло с заседанием, надо было остановить, собрать глав фракции, выяснить, какие будут санкции в отношении тех, кто виновен", - сказал нардеп от "Батькивщины" Игорь Луценко.
Однако не все рассчитывают на то, что в отношении любителей распустить руки в сессионном зале применят какие-то меры.
"Я не верю, что будут санкции против депутатов, это заколдованный круг. В регламентном комитете такие же, которые не видят проблем с драками", - подчеркнула нардеп от БПП Светлана Залищук, которая находилась в непосредственной близости к произошедшему, ведь в сессионном зале она сидит рядом с Сергеем Лещенко.
Глава регламентного комитета Павел Пинзенык, - именно того, где должны решать вопрос о мерах против нарушителей дисциплины - даже не пытается убедить всех в обратном. По его словам, никто никогда в комитет не обращается. В качестве наказания комитет может рекомендовать парламенту лишить депутата права принимать участие в пленарных заседаниях, их количество - до пяти.
Однако на этот раз в комитет обратился глава ВР Андрей Парубий.
"Считаю неприемлемым драки в зале. Считаю, это дискредитирует и тех, кто участвует в них, и весь парламент. А кроме того, коллеги, это просто срывает голосование по важнейшим законопроектам, в частности, по судебной реформе, которое стояло у нас до перерыва. И поэтому я, как глава Верховной Рады, согласно Регламенту, обращаюсь к регламентному комитету для того, чтобы он вынес этот вопрос на свое рассмотрение и дал предложения относительно принятия соответствующих мер по поводу данного инцидента", - сказал Парубий.
Тем временем некоторые просто разочарованы.
Отметим, нардеп Мустафа Найем не остановился на посте в Facebook (за который, как мы теперь знаем, можно стать участником потасовки).
Во время перерыва в работе парламента после драки депутат дал комментарий "112 Украина".
"Было требование, чтобы была остановлена работа парламента. Я думаю, что она будет остановлена. Сейчас будет перерыв, после которого мы сделаем заявление. Произошла драка, во время которой член фракции БПП господин Мельничук подошел к нашему коллеге, выясняя отношения, просто перешел к силовым методам и ударил нашего коллегу", - сказал Найем.
Собственно, очень скоро, почти сразу после возвращения депутатов к работе в сессионном зале, депутат выступил с заявлением, при чем довольно много коллег поддержали его.
"То, что сделал господин Мельничук - это лишь сигнал. В нашей фракции, в других фракциях есть депутаты, которые системно занимаются информационной дискредитацией людей, которые занимаются борьбой против коррупции, системно работают медиа, системно работают информационные войны. Они не воюют против тех людей, которые стояли против нас на Майдане. Ни один человек, который работал по схемам во время Майдана, не сидит. Этим людям не хватает сил пойти бить тех людей, которые боролись против нас во времена Януковича", - подчеркнул Найем.
Нардеп Иван Мельничук в долгу не остался и подал свою точку зрения относительно того, что произошло.
"В "Фейсбуке" на его (Лещенко, - ред.) странице пошла очередная, циничная ложь, я подошел и попросил сказать свою позицию. Он написал, что депутаты, в том числе и я, пропускают заседания. Мы подошли к нему с Артюшенко и Барной, попросили еще раз повторить и сказать, кто дал информацию. Люди, которые выходили к трибуне и выражали поддержку Лещенко, ничем не лучше. Действительно было мной пропущено 3 заседания комитета, я подходил к председателю и говорил, что это не площадка для пиара. Сначала мы работали хорошо, а потом с присутствием журналистов это стала площадка для пиара", - сказал депутат.
Нардеп от "Народного фронта" Георгий Логвинский убежден, что Верховной Раде надо переходить к более жестким санкциям против нарушителей.
"У нас предусмотрены определенные санкции в рамках Регламента, которые позволяют удалить депутата за такое деяние (драку, - ред.), которые позволяют ему сделать определенные взыскания, но они, как правило, несущественны, и я не слышал, чтобы такое было. С другой стороны, есть статья 296 УК (хулиганство), которая предусматривает ответственность за подобные действия. Я думаю, что нам потихоньку надо в нашем парламенте переходить к каким-то жестким действиям... Есть такое напряжение, не всегда можно найти силы, чтобы с ним справиться", - сказал Логвинский.
Внефракционный депутат Виктор Чумак выразил мнение, что драться - это вообще недостойное поведение людей, а "политики вообще так не делают, политики только могут спорить словесно".
Глава антикоррупционного комитета Егор Соболев доложил по сути дела, с которого началось противостояние - относительно кворума на его комитете.
"Я говорил не раз, что депутаты от "Оппозиционного блока", которые записались в наш комитет, почти с самого начала перестали туда ходить. Я с ними говорил, - не подействовало. Думаю, бог с ним, не хотят противодействовать коррупции... Но теперь, увы, к ним присоединилось большинство депутатов от БПП, которые тоже перестали ходить. И у нас есть риск, что это может привести к блокированию работы комитета, потому что многим не нравится наша принципиальность, законы, которые мы производим, требования их выполнять. Электронные декларации, необходимость открыть все свое имущество, стали проклятием для многих парламентариев и я боюсь, что эта злоба и давление на всех членов комитета, она на самом деле сегодня выплеснулась в драку", - сказал нардеп от "Самопомочи".