До войны я еще мог как-то понять русских, а теперь я их совсем не знаю - украинский писатель
Сергей Сорокин - украинский писатель и блогер, живет в Киеве, родом из Донецкого Причерноморья. Зарабатывает переводами с английского.
Под псевдонимом Лембит Короедов написал книги "Девочки с апельсинами aka Панночки з помаранчами", "Браконьеры, или Путешествие Лелика на Змеиную гору", "Как я вместо председателя Центробанка убил премьер-министра".
"Проза Лембита населена густо и прихотливо, без ахов и обличений, людьми - живущими, совершающими поступки, достигающими карьерных высот, падающими на самое дно... И человеческое в них практически не зависит от социального", - сказано в одной из рецензий.
Сергей Сорокин известен в Facebook - насколько массово, судить сложно, однако автор интервью считает, что статусы Сергея читают лучшие люди нашей страны.
Сорокин пришел в студию ONLINE.UA и рассказал, чем он занимается, когда получает очередной бан за неполиткорректные высказывания в Facebook; о том, почему он не может говорить с русскими на общечеловеческие темы; о своей новой книге, посвященной футболу.
- Сергей, в эпоху ЖЖ, когда ты был Лембитом Короедовым, у тебя уже была хорошая аудитория. Потом ты переместился в Facebook, там стиль кристаллизовался, хотя определить его и невозможно: гротеск, матюки, неполиткорректность, суржик, литературные и кинематографические "концепты", великолепные истории "родом из детства", кулинарные рецепты, вызывающие волны гнева и ужаса. Когда тебя банят (это происходит все чаще), мне в ленте становится скучно. Я заглядываю время от времени глянуть: "Не откинулся ли, Серега?", и знаю, что очень многие так поступают. Я читал твои книги и старался, чтобы мои друзья тоже о них узнали. Но вот часто думаю, что в блогосфере идет какая-то совсем иная твоя реализация - очень близкая людям.
- Если негде тебе проявляться, ты проявляешься в соцсетях. Я пишу целостные тексты, и это считаю основным - я называю эти тексты литературой и из-за них считаю себя литератором.
Соцсети (сначала это был ЖЖ) я воспринимал: раз - как место, где можно выложить свои тексты. И два: как мусорник. Грубо говоря, ты проснулся утром, выпил, потом едешь в такси, тебе приходит что-то интересное в голову - ты это фиксируешь. Раньше бы записал на бумагу, а теперь есть блог - чтобы мысль не забывать, и не было потом мучительно больно, что ты ее забыл. Часто эти мысли мне не близки, это могут быть обрывки фраз, впечатлений, с неграмотной орфографией и пунктуацией. Но в какой-то момент я заметил, что людям это может нравиться больше, чем то, что ты делаешь в целостном, последовательном жанре.
- Тебя часто банят. Что ты делаешь во время отдыха от Facebook?
- Отдыхаю от Facebook. Пытаюсь себя убедить, что в эти промежутки нужно писать что-то свое, более важное. В том числе, это и месяц отдыха от собственной чуши, устаешь, когда говоришь без перерыва много ерунды.
- Меня недавно забанили на день, впервые в жизни, за комментарий к твоему посту. В полемике процитировал стихотворение Тараса Шевченко...
- Баны касаются российско-украинских отношений. По ключевым словам ищут, например, за слово "русня" банят. Разумеется, и по доносам из России, бывает, стучат и наши. Баны - это вообще ерунда, не тема для обсуждения. Facebook - частная лавочка Цукерберга. Хозяин-барин, пусть все, что хочет, то и делает. Ясно, я согласен с тем, что по отношению к украинскому сектору есть предубеждение из-за того, что абьюз-тим состоит из русских, но, по большому счету, мне на это плевать, я стукаческими тонкостями не интересуюсь.
- Давай о "русском мире" поговорим, ты о русских много пишешь! Какой бы ты им месседж отправил?
- Я русских плохо знаю и за ними не слежу. И месседжи в том и заключаются, что я русских не знаю и за ними не слежу. То, что мне случайно попадается о "русской жизни" в других журналах или медиа - это меня удивляет, каким-то образом шокирует, и я иногда реагирую, что и воспринимается как нечто обсценное (нецензурное, - ONLINE.UA). Я не знаю русских, не понимаю и не знаю. До войны я еще мог как-то сопереживать их героям, хотя бы понимать, о чем они говорят. Ведь, чтобы понять художественное произведение, нужно ставить себя на место героя, а я не могу себя поставить на их место. Даже если это игра, играет какой-то актер - я его понять не могу, зная, что он - русский.
- Мне в это трудно поверить. Ты родился в русскоязычном регионе. Почему тебе, человеку, знающему русский язык лучше 99% россиян, вдруг трудно понимать, что творится в российском обществе?
- Ярослав, здесь, по-моему, все совершенно логично: как я могу что-либо понимать в том, что у них творится, если я в последний раз был в России, когда еще не было собственно России, году в 1989-м?
Не следил за их политическими событиями еще задолго до нынешнего конфликта, просто это не было интересно и актуально для меня - все-таки, мы живем в другой стране. Лишь отчасти наблюдал за культурным контекстом - просто потому, что по касательной в нем участвовал, через самиздат, ну и по инерции смотрел их кино массовое, всякий шлак, что закончилось тоже очень давно, когда они начали снимать явное пропагандонство, в том числе и антиукраинское.
Русское кино всегда слизано с западного. Из-за отсутствия сопереживания героям, я не могу это смотреть, даже если там будет что-то, условно говоря, милое, например, "про любовь". Потому что мне плевать на их любовь, если в свободное от любви время они ходят стучать в ГБ, как в былые времена. На кой черт мне их любовь и переживания? Лучше посмотрю кино нормальных народов.
Поэтому совершенно логично, что я их не знаю и не понимаю. Возможно, их можно сравнить с советскими людьми... Представь в былые времена советского человека на Западе. Да, с ним могли говорить на какие-то общечеловеческие или культурные темы, но могли ли его понять собеседники? Могли ли они его знать до конца? То, что он приедет домой с международного симпозиума и пойдет в магазин за вареной колбасой или писать отчет в КГБ? Так к русским приблизительно сейчас и отношусь - не знаю, чего ждать от любого из них. А то, что у них в обществе происходит, я узнаю случайно из чужих постов в ФБ: пьют боярышник, строят дороги, чего они могут делать особенного, чего не делают другие в быту?
- Ты часто ставишь у себя фрагменты из будущей книги о футболе. Ностальгия. Я прекрасно помню то время, успехи киевского "Динамо" и сборной в 80-х, свою ворошиловградскую "Зарю". Что с книгой, скоро окончишь?
- Пишу, хочу где-то так написать (показывает пальцами воображаемую толщину книги). А написал столько (показывает).
- Страниц пятьсот уже написал?
- Нет, наверное, триста. От футбола отошел уже. Тема больше детская, дети любят футбол, потом вырастают и в старости воспринимают футбол просто как времяпровождение. Включают футбол, ставят рядом бутылку коньяку или пиво. Наслаждаются бездельем и футболом.
Эта книга о футболе - это просто книга о совке, книга о старом времени, как большая часть моих повестей. Книга будет устроена, как я люблю: такой футбольный словарь, в котором собраны все более-менее заметные личности того времени, по алфавиту, со сносками. Реальные истории, ссылки на Википедию, какие-то вымышленные истории, легенды, - короче, большой словарь для ограниченного количества лиц, которые любят футбол.
- Напомни пару вымышленных историй!
- Что за истории? Вот в Киеве, ближе к Московской площади, если переезжать речку Лыбидь, есть мост, стоят такие большие шары на мосту. Когда мы были студентами и ходили пьяные по этому мосту, то у выпивших студентов всегда возникала мысль этот шарик толкнуть и посмотреть, куда он покатится. И если мне память не изменяет, такой кадр был в "Бойцовском клубе" - герои взрывают какой-то памятник с шаром, он катится, рушит ресторан. Вот такая и у меня была задумка в книге, во время антифутбольной акции люди взрывают этот шарик с моста, и он катится. Краденая идея, но интересная.
Про легенды. Вспоминается легенда про "Гурию", футбольную команду из города Ланчхути, и Черного Суслопарова. Легенда состоит в том, что "Гурия" всех обыгрывала, потому что соперники, которые приезжали в горы, не могли найти населенный пункт Ланчхути (Ланчхути - самый маленький город СССР, команда которого когда-либо выступала в высшей лиге советского футбола, - ONLINE.UA). Футболисты пытались добираться туда на попутках, в поисках Ланчхути в Грузии терялись отдельные игроки - Черенков, Суслопаров.
Цитата из главы "Легенда о "Гурии" и Черном Суслопарове":
Например, однажды любимца всех русских болельщиков, народного футболиста народной команды Федора Черенкова, завезли в горный аул, отрезали там ноги и пришили вместо них деревянные чурки. Правда, никто из русских болельщиков этого не заметил - Федор Черенков играл на деревянных культяпках так же, как и раньше, и даже чуть лучше. Не за то он стал народным футболистом народной команды, а вообще черт знает за что. За душу, наверное, и за русые есенинские кудри.
А вот с торпедовцем Юрием Суслопаровым все вышло гораздо страшнее: его как завезли в горы, так его с тех пор никто и не видел. Только спустя десять лет туристы-скалолазы говорили, что видели в гурийских горах призрак человека в черных трусах и белой майке с нарисованной шестеренкой. Человек этот вместо мяча нес в руках свою голову, которой спрашивал у встречных путников: "Пацаны, а как пройти до Ланчхути"? Его так и прозвали - "Черный Суслопаров".
Эта книга - и о том, как все в мире изменилось. О том, насколько футбол тогда был важнее для людей, чем сейчас. Как и книги, кино. Футболисты тогда были сродни национальным героям, их все знали. Люди ходили на матчи, это была одна из отдушин в жизни, сейчас этих отдушин намного больше: пойти в ТРЦ выпить кофе, скушать пиццу, сходить на концерт. А раньше у людей было всего две отдушины: пойти на демонстрацию и пойти на футбол. Все воспринималось как чудо - победы, голы. Бразилия начинала выигрывать - создавались легенды. Выиграла Аргентина во времена правления хунты - опять же, это историческое событие. Сейчас Бразилия, Аргентина, Италия выигрывают чемпионат мира в 65-й раз - это уже никому не интересно. Футбольные звезды - это те же миллиардеры. А когда на продажу - это уже не так интересно.
Окончание следует...