Евгений Мураев: Что же делать с этой медициной?
ЕВГЕНИЙ МУРАЕВ
НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ УКРАИНЫ, ГЛАВА ПОЛИТСОВЕТА ПАРТИИ "ЗА ЖИТТЯ"
По-настоящему эффективной можно считать только ту систему здравоохранения, при которой люди меньше болеют и дольше живут.
Реформу системы здравоохранения в МОЗ обещают начать весной. Целостной концепции этой реформы, подкрепленной серией законопроектов, никто пока не видел. Хотя общество с нетерпением ждет этого пакета как минимум с июля - с момента назначения Супрун главой МОЗ.
Пока мы узнаем новости не из документов, а из интервью министра здравоохранения. При этом от интервью к интервью вводные меняются. Более того, то, что рассказывает Супрун, зачастую отличается от того, что прописано в уже принятой КМУ концепции реформы финансирования здравоохранения. А это наводит на мысль, что в основе заявлений нет ни понятных расчетов на основании украинской статистики, ни исследований, ни четкого понимания реформы, ни даже представления, в какую сумму обойдется бюджету построение новой системы.
Между тем хотелось бы и исследований, и расчетов, и широкого обсуждения грядущих изменений. Не только потому, что они касаются без исключения каждого жителя страны. Просто подкрепленные иностранным опытом тезисы министра здравоохранения очень уж диссонируют с украинской реальностью. И лично у меня нет уверенности, что Супрун и ее команда понимают, к каким результатам могут привести их начинания в Украине.
Пока к разрозненным заявлениям и к опубликованной концепции финансирования очень много вопросов. И к возможности заключить контракт с врачом, который де-факто получает все возможности частного предпринимателя, оставаясь при этом "бюджетником". И к созданию госпитальных округов с радиусом в 60 км - это при наших-то дорогах, нестабильной работе общественного транспорта и отсутствии в регионах достаточного количества машин "скорой помощи".
Меня очень настораживает задекларированное "разрушение границ между бюджетами отдельных медицинских заведений". Учитывая нынешнее состояние региональных больниц - хоть областных, хоть районных, - это звучит как угроза. Как и "создание единого медицинского пространства". Вряд ли в рамках этого единого пространства человек, поступивший в областную больницу в Херсоне, сможет воспользоваться аппаратом УЗИ какой-либо киевской больницы.
А вот если в Херсоне такой аппарат есть только в поликлинике, то все пациенты других больниц будут туда бегать. Отдельного бюджета на покупку дорогого оборудования у местных советов нет. Хотя предполагается, что собственниками больниц в рамках реформы объявляются именно они. Советам предлагается одновременно восстанавливать все, что умудрилась разрушить центральная власть за 25 лет. В этом смысле создание "единого медицинского пространства" выглядит больной фантазией.
Да, конечно, государство обещает профинансировать закупку самого необходимого инвентаря для предоставления гарантированного пакета услуг. Но в этот перечень "самого необходимого" вряд ли войдет дорогое современное оборудование. Получается замкнутый круг: в соответствии с новой концепцией финансирования, доступ к инвестициям региональные медучреждения смогут получить, только если местные общины вложат достаточно средств, чтобы увеличить количество и качество услуг, оказываемых населению.
Если же у местной общины денег на это нет, жителям района или области придется перемещаться в рамках «единого медицинского пространства» в другую область за услугами. И позволить больницам в родном городе загнуться окончательно - ведь, по мнению МОЗ, "деньги должны ходить за пациентом".
На первый взгляд это хороший принцип, правильный. Он работает на уровне частных клиник. Только частные клиники сначала вкладывают уйму денег в приобретение оборудования, а потом только приглашают пациентов. При этом не всех, а только платежеспособных. А тут МОЗ хочет пригласить пациентов в пустое пространство и начать брать с них деньги, чтобы когда-нибудь, если повезет, это пространство заполнилось профессионалами, лекарствами, современным оборудованием...
Вот только в условиях повальной нищеты - как региональных больниц, так и местных жителей - такой план приведет не к развитию медицинской системы страны, а к ее окончательному разрушению.
В реальной жизни это будет пенсионер, который систематически приходит получить обещанную бесплатную помощь (из расчета стоимости гарантированного пакета гривен на 250 в год) и в возмущении стучит палочкой, доказывая, что государство за него уже заплатило и он может получить бесплатные лекарства. А с другой стороны - беспомощный врач, один на несколько тысяч пациентов, в пустой, без оборудования, амбулатории.
Поликлиники и больницы уже начали готовиться к внедрению принципа "деньги ходят за пациентом" - активизировали подделку статистики. Ведь они должны показать, что работают, иначе финансирования им не видать. Принял 10 человек - запиши тридцать. Не нашел за месяц 4-5 больных с серьезными заболеваниями - виноват, плохо работаешь, лекарств больница (поликлиника) не получит. Не назначил определенное количество антибиотиков - в следующем месяце новых поступлений препаратов не жди.
В то же время на всю больницу - один-единственный отоскоп, и тот запакован от греха подальше, как бы врачи его не испортили или не подрались за право использовать. Сломался кардиограф - чините за свои деньги. Хочешь - не хочешь, а будешь и статистику подделывать, и препараты ненужные "мертвым душам" назначать.
А что еще делать в такой ситуации?
Для нормальной реформы нужно, наверное, начать сначала. Во-первых, четко определить, что никаких "норм" по количеству больных и оплаты за "реально оказанные услуги" быть не может. Во-вторых, строить систему здравоохранения не вокруг пациента, за которым будут "ходить деньги", а вокруг здоровья ребенка чуть ли не с момента зачатия. И строить ее по принципу профилактики заболеваний, а не запоздалого оказания "срочной помощи". Только тогда можно будет ожидать эффективности.
Ведь по-настоящему эффективной можно считать только ту систему здравоохранения, при которой люди меньше болеют и дольше живут.
Во-третьих, создать новую концепцию на основе этих принципов и провести настоящие масштабные обсуждения ее на всех уровнях - от рядовых пациентов и сотрудников ФАП до главврачей крупнейших клиник и ученых от медицины. И желательно при создании этой концепции не просто копировать опыт других стран, но и учитывать наши нынешние реалии.