Америка заставляет Германию перевооружаться
Вашингтон ультимативно потребовал от партнеров по НАТО довести расходы на оборону до 2 процентов их ВВП. Все последние десятилетия доля ассигнований на армию в Германии снижалась. Долгий период фактического разоружения в Западной Европе, начавшийся в 1990-х годах после распада коммунистического Советского Союза и окончания холодной войны, заканчивается. Новый президент США Дональд Трамп не без основания считает, что Америка несет в западном военном альянсе НАТО непропорционально большое финансовое бремя, и потребовал от союзников довести расходы на оборону до 2% их ВВП. Соответствующие обязательства на период до 2024 года они взяли на себя еще на саммите НАТО в Уэльсе, прошедшем в сентябре 2014 года под впечатлением аннексии Крыма и действий России на востоке Украины.
Крупнейшая страна ЕС тратит на армию меньше партнеров
Однако большинство членов альянса пока должным образом не взялись за выполнение совместной договоренности. Поэтому теперь Вашингтон прибег к языку ультиматумов. Глава Пентагона Джеймс Мэттис 15 февраля на встрече министров обороны стран НАТО в его штаб-квартире в Брюсселе потребовал от союзников до конца года представить конкретные планы увеличения оборонных расходов. В противном случае, дал он понять, США могут пересмотреть свои обязательства перед партнерами.
В настоящее время два и более процента ВВП тратят на оборону, наряду с США, только Великобритания, Греция, Польша и Эстония. Германия, крупнейшая экономика и самая большая по численности населения страна Евросоюза, выделяет на вооруженные силы менее 1,2 процента. Немецкий ВВП, по данным Федерального статистического ведомства (Destatis), составил по итогам 2016 года 3132,67 миллиарда евро, а в бюджет ФРГ на 2017 год заложены расходы на оборону в размере 37 миллиардов евро.
Много это или мало? И в относительных, и особенно в абсолютных цифрах это несравнимо меньше, чем в США, и существенно меньше, чем, к примеру, в России. РФ выделяет на армию, если считать в долларах, как минимум в полтора раза больше, чем ФРГ, и в 2016 году потратила на оборону почти четверть бюджета. Правда, в 2017 году доля военных расходов, согласно официальным данным, снизится до 17%, однако трудно сказать, в какой мере российское правительство прибегло в данном случае к давней советской традиции прятать военные траты в самых разных других расходных статьях.
Доля расходов на бундесвер сокращалась с середины 1960-х годов
В Германии запланированные на 2017 год 37 миллиардов евро на оборону составляют, по данным министерства финансов ФРГ (BMF), 11,24% расходной части бюджета. Для сравнения: в 1960 году, в самый разгар холодной войны, ФРГ потратила на свою тогда еще молодую армию 24,6% федерального бюджета. В 1963 году, сразу после Карибского кризиса, эта доля подскочила до 33%.
В первой половине 1970-х годов, в период разрядки международной напряженности, она снизилась до 21-22%, после чего вплоть до падения Берлинской стены в 1989 году колебалась в диапазоне 18-20%. Затем стала резко сокращаться и уже в 1993 году опустилась ниже 11%.
Такие данные приводит histat - портал исторических статистических данных при Институте социальных наук имени Лейбница (Gesis). С его помощью можно также проследить, как менялась доля расходов на оборону в ВВП Германии. В 1963 году этот показатель взлетел до 4,7%, в конце 60-х годов составлял 3,2%, в 70-е колебался в диапазоне 2,7-3%, в 80-е не опускался ниже 2,4%, в 1991-м, сразу после объединения Германии, снизился до 1,9%, а с 1997 года по сей день уже больше не превышал 1,5%.
Эти цифры наглядно показывают: в Германии все последние десятилетия роль военных расходов неуклонно снижалась. Так что новая вашингтонская администрация в принципе права, указывая на накапливавшееся годами недофинансирование бундесвера. Во всяком случае министр обороны Германии христианский демократ Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) с пониманием отнеслась к упреками американской стороны, признав необходимость более справедливого распределения бремени военных расходов внутри НАТО.
В свою очередь немецкие социал-демократы, входящие в правящую коалицию в Берлине, назвали американское требование о доведении оборонного бюджета до 2% ВВП " авантюрным". " А чего делать со всеми этими деньгами?", - задался риторическим вопросом в одном из газетных интервью военный эксперт СДПГ Райнер Арнольд (Rainer Arnold). Ведь нетрудно посчитать: 2 процента от германского ВВП за 2016 год - это 62,5 миллиарда евро, что на 25,5 миллиарда или почти на 70% больше запланированных на нынешний год 37 миллиардов.
Курс на всестороннюю техническую модернизацию уже взят
Действительно, на что могли бы пойти подобные гигантские суммы? Видимо, не на увеличение денежного довольствия военнослужащих или ремонт казарм: на оплату персонала и поддержание инфраструктуры уже сейчас уходят примерно две трети бюджета министерства обороны ФРГ, и многомиллиардный рост расходов в этой сфере представляется не очень реалистичным.
А вот на закупку оружия и боеприпасов в 2017 году из 37 миллиардов выделены " всего" 4,7 миллиарда евро или менее 13 процентов оборонного бюджета. Так что дополнительные средства скорее всего будут пущены на перевооружение армии.
Собственно, этот процесс уже начался. В нынешнем году бюджет министерства обороны ФРГ вырос по сравнению с 2016-м на 2,7 миллиарда евро. При этом, по данным самого министерства, наиболее значительный рост расходов запланирован по двум статьям: ассигнования на " исследования, разработку и испытания" нового оружия увеличены на 54%, а " прочие инвестиции", включая вложения в информационные технологии, возрастут почти на 61%.
Таким образом, бундесвер еще до всяческих ультиматумов из Вашингтона нацелился на всестороннюю техническую модернизацию. Жесткие американские требования этот процесс только ускорят.