Опасная книга террориста "ДНР": Прилепина поймали на манипуляциях
Новую книгу российского писателя Захара Прилепина, ставшего террористом "ДНР", признали манипулятивной, тенденциозной и потенциально опасной.
В середине февраля вышла из печати книга Прилепина "Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы", в которую включены 11 биографий русских писателей и поэтов XIX века - от Державина до Чаадаева, в свое время служивших в армии. Прилепин рассказывает о творчестве литераторов через призму их военной службы.
Литературный критик Галина Юзефович проанализировала манипуляции, которые применяет Захар Прилепин, чтобы донести до читателей свой главный месседж: для писателя служить в армии, участвовать в войнах, в том числе и захватнических, - это нормально и почетно.
"Необходимо понимать, что книга "Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы" писалась именно ради популяризации и утверждения этой идеи - и ни для чего другого", - убеждена Галина Юзефович.
Критик утверждает, что книга некорректная и неточная: Прилепин намеренно ставит во главу угла именно воинскую службу своих героев в ущерб их литературному творчеству, общественной и частной жизни. В частности, он игнорирует пацифизм Державина, овладевший поэтом в его поздние годы, а также явно передергивает, включая Пушкина в состав воображаемого "литературного взвода" всего лишь на том основании, что в юности поэта будоражили мысли о военной славе.
В основе книги - настойчивое педалирование извечного и якобы неизбежного противостояния России и Европы. Прилепин подчеркивает, что любую войну против России начинает или вдохновляет Запад, страшащийся русской мощи. Таким образом, расширение сферы своего влияния - в первую очередь военным путем - единственно возможная геополитическая стратегия для России.
Постоянно подчеркивая мысль о том, что России с Западом не договориться, Прилепин подводит читателя к простому выводу: от войны (причем глобальной, мировой) все равно не укрыться, она предопределена, близка и неотвратима.
Наконец, в книге используется два распространенных манипулятивных приема. Первый из них состоит в попытке уверить читателя, что если ему дороги стихи Пушкина, если ему симпатичны Денис Давыдов или Петр Чаадаев, то он должен последовать их примеру и броситься в бой. Хотя на самом деле любовь к Пушкину или Чаадаеву никого не обязывает воевать.
Второй манипулятивный прием - так называемая "апелляция к традиции", то есть попытка объявить действие необходимым и оправданным на том единственном основании, что так было принято поступать в прошлом. Ссылаясь на опыт литераторов 150-летней давности, Захар Прилепин искусственно проецирует ее на сегодняшний день.