Германия ломает голову над проблемой чеченских беженцев
В последние годы резко выросло число прибывших в ФРГ беженцев из Чечни. Усилились подозрения, что их поток возник не сам по себе. При этом власти, похоже, не знают, что с беженцами делать. В немецких СМИ за текущий месяц дважды появлялись большие материалы о чеченских беженцах. В начале февраля на втором канале телевидения (ZDF) вышел 43-минутный документальный фильм-расследование, затем - статья в газете Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung (FAS). Основное подозрение, которое озвучивается в обоих сюжетах, можно сформулировать так: российские спецслужбы используют миграцию как оружие для дестабилизации, а также под видом чеченских беженцев засылают в Европу шпионов.
Именно на этом подозрении сконцентрировано внимание в фильме ZDF, где главным героем выступает "Игорь", чей голос изменен, а лицо скрыто. Он утверждает, что является впавшим в немилость полковником ФСБ, что до своего бегства на Запад был начальником отдела (50 офицеров и 400 агентов) и лично принимал участие в отправке агентов в Германию. Также в фильме рассказывается об одном из случаев с беженцем, который председатель Германо-Кавказского общества Эккехард Мас (Ekkehard Maa?) называет злоупотреблением права на убежище.
Кадыров и его представитель в Германии
Речь идет о выходце из Чечни спортсмене Тимуре Дугазаеве и его знакомых. Дугазаев не только получил статус политического беженца, но и с 2011 года является гражданином ФРГ. Это не мешает ему быть в прекрасных отношениях с главой Чечни Рамзаном Кадыровым, выполнять его поручения, устраивать от его имени благотворительные ужины, как в 2015 году в немецком Киле, и получать орден от Кадырова. То, что немецким властям он рассказал небылицы о конфликте с чеченскими властями ради получения убежища, Дугазаев, давая интервью ZDF, особо и не скрывал.
Но главное в этой истории, возможно, другое. Эккехард Мас в интервью DW рассказал, что уже полтора года назад обратился в различные немецкие ведомства с просьбой разобраться с данным случаем, но никакой реакции до сих пор не последовало. На этом же аспекте проблемы - а именно, том, как немецкие власти не справляются с проблемой беженцев из Чечни, останавливается и автор статьи в FAS.
Он подсчитал, что за последние пять лет Германия приняла порядка 36 тысяч чеченцев. Они прибывали волнами. Последняя - в прошлом году, когда почти 10 тысяч жителей Чечни (чаще всего без паспорта и визы) въехали в ФРГ и подали прошения о предоставлении убежища. Их шансы на положительный ответ крайне низки: в 2016 году всего 2,8% чеченцев, подавших такие ходатайства, получили статус беженца.
Никто не спешит возвращаться
Да и в среднем доля положительных ответов за последние годы лишь немногим выше - 4,3%. Казалось бы, большинство чеченцев должны были бы давно вернуться. Но тут проявляется главная, по мнению автора FAS, проблема: у беженцев, получивших отказ в предоставлении убежища в Германии, нет особой нужды отсюда уезжать.
Согласно дублинским соглашениям стран-членов ЕС, большинство оказавшихся в Германии чеченцев надо отправить в Польшу, где они впервые подали прошение о предоставлении убежища. Однако, согласно данным МВД ФРГ, с января по октябрь 2016 года в Польшу вернули всего 560 человек. В федеральной земле Бранденбург за этот период было зарегистрировано 2300 мигрантов из Чечни, но отправлены в Польшу были всего 99.
Многие из них снова едут в Германию. Между немецкими ведомствами возник спор о том, делать ли исключение из дублинских соглашений для того, чтобы напрямую выдворять получивших отказ чеченцев в Россию. Но такие выдворения на родину из Германии происходят еще реже, чем в отправки в Польшу. В минувшем году, по данным FAS, лишь 110 человек выдворили подобным образом - это 1% всех попросивших убежище чеченцев.
Страхи чеченцев, страхи спецслужб
Проблемы с выдворением мигрантов, которым отказано в получении статуса беженца в Германии, характерны не только для чеченцев. Аналогичные сложности возникают и в случае с гражданами многих других стран, достаточно вспомнить неудачные попытки отправить домой тунисца Аниса Амри, который в итоге совершил теракт на площади Брайтшайдплац в Берлине в конце 2016 года.
Автор FAS описывает опасения, связанные именно с чеченскими беженцами в Германии. Эти опасения можно разделить на четыре группы. Политические оппоненты Рамзана Кадырова, получившие в ФРГ убежище, боятся, что чеченский лидер достанет их и здесь. Во-вторых, это страх перед чеченской мафией. Только в ноябре при помощи бойцов полицейского спецназа GSG-9 были, по данным полиции, задержаны 16 членов организованной преступной группировки, из которых 11 - чеченцы.
В-третьих, это страх спецслужб, которые опасаются исламских экстремистов, готовых совершить теракты на немецкой территории. Данные о стремительной радикализации чеченских беженцев в Германии, которые приводятся в FAS, тот же Эккехард Мас оспаривает, хотя и признает, что несколько чеченцев из Берлина отправились воевать на стороне "Исламского государства".
И, наконец, это страх того, что миграция используется Москвой как оружие, как способ дестабилизации ситуации. Доказать тут что-либо сложно - на запрос DW в МВД Германии ответили, что о наличии таких фактов сообщить не могут. И все же подозрения у немецких властей остаются. Автор статьи FAS приводит слова неназванного чиновника из федерального правительства: "Что немцам доставляет неприятности, то для русских - козырь в рукаве".