Немецкий бизнес дает положительный прогноз экономике России
Настроения фирм из ФРГ, работающих на российском рынке, стали заметно лучше. Доля оптимистов среди них возросла за год с двух до 68 процентов.
"Хорошие экономические новости из России в минувшие годы были редкостью, страна более двух лет переживала болезненную фазу рецессии. Теперь, однако, "долина плача" остается позади". Такое почти лирическое вступление сделал заместитель председателя Восточного комитета немецкой экономики Клаус Шефер (Klaus Sch?fer), представляя 24 февраля в Берлине результаты очередного ежегодного опроса фирм из ФРГ, работающих на российском рынке.
Деловой климат стал лучше
Сейчас только 29 процентов опрошенных фирм отмечают ухудшение делового климата в России, тогда как год назад эта доля составляла 94 процента.
В январе 2017 года хорошим или удовлетворительным свое собственное положение на российском рынке назвали 80 процентов коммерсантов из ФРГ, 68 процентов уверены, что в этом году экономика России будет расти. Год назад оптимистов среди них было только 2 процента. Правда, наращивать инвестиции в России планируют и сейчас только треть немецких фирм.
С негативного на позитивный изменился тренд в двусторонней торговле. После трех лет спада (начиная с 2013 года почти в два раза) теперь намечается рост. Половина немецких фирм считает, что дальнейшего сокращения поставок из ФРГ в Россию не будет, а 40 процентов ожидают увеличения продаж.
По прогнозу Восточного комитета, объем немецкого экспорта в Россию в текущем году увеличится на пять процентов. Правда, добавил Шефер, достичь рекорда 2012 года, когда Россия закупила в Германии товаров на 38 млрд евро, удастся еще очень не скоро.
Причины экономического оживления
Председатель правления Германо-российской внешнеторговой палаты (AHK) в Москве Маттиас Шепп (Matthias Schepp) назвал "на удивление позитивной" ситуацию в российской экономике, которая, по его словам, "успешно пережила двойной шок санкций и низких цен на нефть и газ".
В чем секрет успеха? В стабилизации мировых цен на энергоносители или в экономических реформах? Корреспондент DW не получил внятного ответа на свой вопрос. Клаус Шефер говорил о комплексе причин, к которым, однако, реформы он не относит. "В теме структурных реформ, которую мы поднимаем из года в год, никаких решающих положительных сдвигов не происходит, - заявил он, - будь то доля государства в экономике, высокая зависимость от сырьевых отраслей или изъяны инфраструктуры".
Глава внешнеэкономического отдела Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK) Фолькер Трайер (Volker Treier), отвечая на этот вопрос DW, указал в первую очередь на фактор нефти, цена на которую, напомнил он, в течение всего одного года с неполных 30 долларов за баррель поднялась до 55.
Позитивный эффект, по мнению Трайера, дал и курс российского правительства на локализацию и импортозамещение, хотя у него самого и немецких фирм в России отношение к этому курсу, скорее, отрицательное.
Локализация, импортозамещение и протекционизм
В политике импортозамещения и локализации есть определенная доля протекционизма, отмечает Маттиас Шепп.
Даже тем немецким фирмам, которые наладили производство в России, сетует он, порой отказывают в статусе отечественного производителя, что ухудшает их конкурентные позиции на российском рынке. Проблема в том, пояснил Шепп, что в России нет четких правил, согласно которым товар должен считаться "Made in Russia".
Чаще всего, по его данным, немецкие фирмы ощущают дискриминацию при проведении публичных тендеров и получении разрешений на закупки товаров из-за рубежа. Но протекционизм - отнюдь не главная из проблем, на которые жалуются коммерсанты из ФРГ. На первых двух местах, причем, с большим отрывом, обменный курс рубля и общая слабость экономической конъюнктуры. Но уже на третьем месте они называют режим экономических санкций.
Кому в России санкции на руку?
Подавляющее большинство опрошенных немецких фирм (91 процент) выступают за отмену санкций - немедленную или поэтапную, но только 29 процентов надеются на их либерализацию уже в этом году.
С самого начала критически отнесся к санкциям и Восточный комитет немецкой экономики. Эта лоббистская организация, правда, признает примат политики, но по-прежнему считает, что санкции бьют мимо цели. Такой точки зрения придерживается и Маттиас Шепп. Чего мы можем добиться с помощью санкций, риторически спрашивает он: превращения России в более либеральную, более свободную, более демократичную, более социальную страну? Или санкции только воодушевляют те силы в России, которые выступают против ее сближения с Западом?
По его словам, и в самой России есть влиятельные силы во властной элите, заинтересованные в сохранении санкционного режима. "Начать можно с аграрного сектора, отлично защищенного протекционистскими мерами ответного российского эмбарго на импорт продовольствия, - привел примеры Шепп. - Военно-промышленный комплекс, спецслужбы также могут много потерять в случае отмены санкций".