Коалиция либеральных сил: в какую игру играют Саакашвили, Гриценко и Садовый
Объединительные процессы в либеральных кругах тормозит отсутствие уверенности в том, будут ли досрочные выборы в 2017 году.
Возможность проведения досрочных парламентских выборов в 2017 году является одним из самых обсуждаемых вопросов в украинских политических кругах. Геополитическая неопределенность относительно Украины, наличие острых социально-политических противоречий вокруг конфликта на Донбассе, коррупция и плохая экономическая ситуация только подогревают общественные настроения о необходимости перезагрузки парламента.
Расклад сил
В случае объявления досрочных выборов, политическая архитектура не изменится. Повестку дня будут формировать три главные политические силы: провластные силы ( «БПП» с партиями-сателлитами и часть «НФ»), партия «Батькивщина» Юлии Тимошенко и Оппозиционный блок. С большой вероятностью можно утверждать, что при сохранении старых правил игры новые досрочные выборы не приведут к кардинальному обновлению политического класса, а только еще больше законсервируют существующую систему.
Согласно закрытых социологических опросов, которые есть в распоряжении МЦПИ, суммарно эти три политические блоки могут рассчитывать на поддержку около 60% электората. Остальные 40% разделят между собой, в случае объединения, правые партии Игоря Коломойского (Укроп, Свобода), РПЛ Олега Ляшко и либеральные силы, которые представляет «Самопомощь».
Если смоделировать возможные будущие коалиции в парламенте, то больше шансов сформировать новое правительство будет у Юлии Тимошенко, чем в провластной партии Петра Порошенко и его сателлитов. «Батькивщина» может формировать коалицию с либеральными силами (Саакашвили-Садовый-Гриценко), условной «украинскими правыми» Игоря Коломойского (Свобода и УКРОП), или же с Оппозиционным блоком (Ахметов-Левочкин), если к моменту выборов он не распадется на два отдельных проекта. Петр Порошенко при существующем баланса сил сможет опираться на часть оппозиционного блока, которая ориентируется на Ахметова, или же отдавать должность премьер-министра Радикальной партии Ляшко или Игорю Коломойскому.
Политическая дискредитация Андрея Садового вокруг проблемы мусора во Львове, неуправляемость процессами в партийной структуре и парламентской фракции уже привели к существенному падению рейтингов «Самопомощи». Однако, несмотря на кризис в партии Садового, либеральная электоральная ниша, как и социалистическая является свободной, а общественный запрос на новые лица еще остается востребованным. При этом, средний класс и гражданское общество ожидают появление новых либеральных партий, которые будут выступать за борьбу с коррупцией и системные реформы. Именно поэтому с приближением дискуссий о возможных досрочных парламентских выборов актуализировались переговоры о создании коалиции либеральных сил.
4 февраля во Львове состоялась встреча между председателем «Движения новых сил» Михаилом Саакашвили, лидером партии «Самопомощь» Андреем Садовым и сопредседателем партии «Демократический альянс» Василием Гацько. К переговорам о создании коалиции либеральных сил приобщены также партии «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко, «Сила людей» (Александр Солонтай), антикоррупционная инициативная группа «Хвыля» (Виктор Чумак, Виталий Касько), общественная платформа «Новая страна» (Валерий Пекар) и другие представители гражданского общества. Стороны анонсировали об инициировании политического диалога между всеми либерально-демократическими партиями с требованием принятия нового избирательного законодательства и проведения досрочных парламентских выборов в 2017 году.
Лидер объединения
Чтобы понять потенциал условной «коалиции либеральных сил», следует определить цели и стратегические приоритеты всех заинтересованных сторон.
После активной пиар кампании под лозунгом «Движение за очищение» по регионам Украины, проигрыша парламентских выборов в Грузии и громкой отставки с поста главы Одесской ОГА, в конце 2016 Михаил Саакашвили заявил о создании политической партии «Движение новых сил».
Несмотря на ряд политических неудач и устранения из центральных телеканалов, Саакашвили продолжает влиять на политическую конкуренцию в Украине с помощью Национального антикоррупционного бюро. Ближайший соратник Саакашвили - первый заместитель директора НАБУ Гизо Углава является серым кардиналом в главной антикоррупционном институте Украины. Через политическое влияние Саакашвили на НАБУ, этот орган критикуют за избирательность, политизацию и чрезмерный пиар по объявлению подозрений и открытых дел, которые без соответствующей доказательной базы со стороны детективов НАБУ просто разваливаются в судах. В свою очередь, руководство НАБУ обвиняет САП в нежелании бороться с коррупцией. Именно в этом и заключается главная причина институционального конфликта между НАБУ и САП, которую возглавляет Назар Холодницкий. Поэтому, осуществляя непосредственное политическое влияние на НАБУ, Саакашвили также вынужден координировать вектор борьбы с коррупцией с Администрацией президента.
Костяком команды Саакашвили стала «грузинская группа» под руководством Давида Сакварелидзе, а также инициативная группа «Хвыля», которую координируют Виктор Чумак и Виталий Касько. Потенциальными союзниками Саакашвили можно считать группу депутатов-еврооптимистов, которые присоединилась к партии «Демократический альянс».
В июле 2016 соратники Василия Гацько провели партийный съезд, где заявили об обновлении руководства партии и создании коллегиального органа с участием депутатов Мустафы Найема, Светланы Залищук, Сергея Лещенко и Виктории Пташник. Однако в ноябре 2016 после коррупционного скандала вокруг элитной квартиры Лещенко, Мустафа Найем, Светлана Залищук и сам Лещенко уже не числились сопредседателями партии «Демократический Альянс».
В свою очередь, проект Анатолия Гриценко «Гражданская позиция» переживает глубокий системный кризис, у партии нет сети, команды и возможности для системного развития. Поэтому от интеграции в коалицию либеральных сил выигрывает исключительно сам Гриценко, поскольку это позволит ему вернуться в украинскую топ-политику.
Возможности для политических маневров Михаила Саакашвили существенно ограничены действующим украинским избирательным законодательством, согласно которому, он не может занимать выборную должность президента или народного депутата. На данный момент, для Саакашвили важно оставаться в публичной украинской политике, быть лидером объединительных процессов среди либеральных сил, противопоставлять себя старым правящим элитам и максимально вести коммуникацию с Западом.
Лидерские амбиции, авторитаризм при принятии решений и бонапартизм Саакашвили не нравятся младшим товарищам по антикоррупционному цеху - Лещенко, Найему, Чумаку, Гацько и другим. Однако ни один из вышеупомянутых политиков не обладает такой харизмой, политическим опытом и уровнем неформальных связей за рубежом, как Михаил Саакашвили. Поэтому представители «Демальянса» и других мелких партий и общественных образований, преследующих политические амбиции, вынуждены объединяться вокруг Саакашвили, который сейчас выступает неформальным лидером коалиции.
Интересы Садового
Если Саакашвили, Гриценко и группа «антикоррупционеров» рассматривают процесс объединения либеральных сил исключительно как тактический шаг, который обеспечит их попадание в парламент, то мэр Львова Андрей Садовый играет в длинную игру. Цель Садового - выиграть выборы мэра Львова в 2020 году, чтобы потом уже с полной силой идти на президентские выборы.
Распад депутатской фракции, отказ Андрея Садового от кресла премьер-министра в апреле 2016 года, а также репутационный «мусорный скандал» существенно пошатнули политические позиции лидера «Самопомощи».
Мэр Львова в ближайшие электоральные циклы не планирует выходить из львовской зоны комфорта на политический топ-уровень. Отсутствие национальных политических амбиций у Садового также негативно влияет на политические настроения внутри парламентской фракции «Самопомощь». На данный момент, фракция «Самопомощь» разделена на два крыла - «львовская группа», которая ориентируется на лидера партии, и «группа бизнесменов», которая попала в список по квоте крупного бизнеса. Если «львовская группа» во главе с Олегом Березюком остается лояльной к Садовому, то «бизнесмены» начинают интересоваться альтернативными политическими проектами, и все больше дистанцироваться от партийного бренда.
Слабая управляемость политическими процессами внутри фракции приводит к тому, что политические решения принимаются все сложнее, а в некоторых регионах, к примеру, в Черновцах - городская фракция «Самопомощи» находится на грани самороспуска. Комплекс накопленных политических проблем во взаимоотношениях с Порошенко, постоянные конфликты внутри партии, фракции и вокруг мэра Львова, заставляет Садового искать новых долгосрочных союзников.
Вместе с тем, Садовом нужно отвлекать внимание от мусорной проблемы и переносить акценты на всеукраинский уровень. Именно поэтому ему нужен сильный политик-популист и демагог Саакашвили, и чистые коррупцией новые партии, такие как «Сила людей» и «Демократический альянс». В случае объединения, новая либеральная коалиция вряд ли сможет рассчитывать на более 10-15% электората. «Самопомощь» как парламентская партия с определенным уровнем регионального представительства, и ее либеральный электорат останется базовым для «нового движения», которому по объективным причинам будет трудно конкурировать за избирателя «Батькивщины», «РПЛ» или «Оппозиционного блока».
Таким образом, чрезмерные политические амбиции, разные источники финансирования, специфические взаимоотношения с властью, а также латентные связи с олигархами мешают вышеуказанным лидерам договориться между собой об объединении в новый политический проект. Однако главной причиной, тормозящей объединительные процессы в либеральных кругах является отсутствие уверенности в том, будут ли досрочные выборы в 2017 году или нет. И как только будет объявлено о старте избирательной кампании, стороны достигнут консенсуса.