В Украине медикаменты дороже, чем в ЕС, и 70% стоимости лекарств в аптеках - выдуманная
Влащенко: Сегодня у нас в гостях Дмитрий Шерембей.
Добрый вечер. Когда была пресс-конференция У. Супрун, то ее с двух сторон окружали представители организаций, которые живут на гранты, активисты, а не врачи, люди, которые отвечают за те или иные направления реформы.
Шерембей: Все эти активисты примерно лет 15 работают в сфере защиты прав пациентов. Это было движение людей, которые делали попытки что-то поменять. Мы пережили около 12 министров. Мы принимали участие в снятии семи из них за коррупцию, которой они занимались. Первым после Майдана, кто зашел в министерство, был О. Мусий. Прошло девять месяцев, результатов - ноль, а ответ классический, что я ничего не могу сделать, потому что все сопротивляется. И я ему сказал, что если ничего не получается, то зачем там сидеть. После него пришел "долгожданный" Квиташвили, который занимался реформами, вроде бы цивилизованно смотрит на мир. Мы очень радовались, что пришел человек, у которого нет корневища в Украине, который ни с кем не связан, которого нельзя будет ни в чем обвинить.
Откуда вот эта позиция, что честные живут только за границей?
- Это не клише. Просто вероятность того, что он не будет преследовать чьи-то интересы, она была выше. Но ожидания не оправдались. Мы потратили восемь месяцев на то, чтоб Квиташвили отсюда улетел.
Что вы делали рядом с Супрун на этой пресс-конференции?
- Это первая команда, которая пять месяцев назад зашла в министерство и реализовала три важные позиции, которые до этого никто не делал. Они подписали документы о том, что все данные о препаратах в Украине будут открыты, все средства запустят через международные закупки, они подали в Кабмин все документы для того, что реформа реально начала работать. Мы всегда занимали радикальную позицию, и у нас никогда не было теплых отношений с Минздрав. И тут появляются люди, которые не на Супрун наехали. Они сказали, что они возмущены тем, что происходит в Минздраве. Это Медведчук, Азаров, половина Партии регионов, Бахтеева, которые сильно запереживали. Тодуров говорит, что сейчас плохо. А при всех остальных министрах было хорошо?
Я думаю, что это не Медведчук организовал нам такие закупки. Почему международные договора закрыты?
- Они открыты. Все эти документы можно посмотреть на сайтах тех организаций, которые их осуществляют. Вы Тодурова спросите, почему он ни один контракт не повесил на своем сайте?
Почему мы не можем на сайте Минздрава посмотреть все открытые контракты?
- А какие конкретно данные вы там хотите увидеть?
Хотелось бы увидеть международные контракты -у кого и по каким ценам мы покупаем, для того, чтобы могли сравнить.
-На самом деле, все выглядит так: цена опубликована, производитель опубликован. Это все на сайте Минздрава. Что еще в этом списке не хватает?
Что не хватает, чтобы опубликовать эти контракты? Что там есть секретного?
-Организаторами истории закона о международных закупках были пациентские организации. Примерно десять месяцев тотального сопротивления этому закону в Украине - конкретно со стороны Минздрава. Цена этому очень проста - 50% закупок оседали в карманах чиновников - это 2 млрд гривен. Как только в этом году проторговали 2 млрд гривен через международные организации - официально 790 млн экономии.
Люди, которых, условно, называют активистами, получают такую зарплату, которая перестает их делать активистами. Эти люди, практически, становятся лоббистами тех или иных вещей. Почему ваша организация не хочет работать без зарплат?
-А вы знаете нашу историю? 8-9 лет назад люди просто плевали на таких активистов. Европейская, британская, американская практика говорит Украине следующее: "Друзья, это несправедливо. У вас есть гражданский сектор, и мы бы хотели с этим сектором работать". Оказывается, гражданский сектор может производить экспертизу лучше, чем производили все остальные. 70% всех законов, антикоррупционных и реформаторских, в Украине произвел гражданский сектор. Конечно, существуют те, кто на этой системе просто тупо грабили эту страну. Я думаю, эксперты ЕС, всей системы ООН так не говорят, как вы. Они иначе к этому относятся, и это не вопрос заработной платы. Это просто вопрос хамского отношения. Культивируется такая фраза, что эксперты с гражданского сектора - это всегда должно быть бесплатно. Вся система ООН, вся помощь ЕС, Канады и Фонда Сороса ориентированы на развитие в Украине гражданского сектора.
Ваши оппоненты говорят, что Центр противодействия коррупции, в орбиту которого входит целая плеяда организаций, фактически живет на гранты и превратил это все в конвертационный центр.
- Это дешевая ложь. Я вам приведу пример людей, который вскрыли все счета Партии регионов во время Майдана и были вынуждены менять место жительство ежесуточно. Вывезли весь офис из Украины, потому что им физически угрожали. Я фамилии скажу позже. Но я точно знаю, что пережили все эти люди, потому что я был свидетелем этого всего. После революции появились критики, которых до этого никогда не было. А они так работали и до революции - бились с Партией регионов, с коррупцией, которая была. Они не появились после революции.
Конкретно какой деятельностью занимается конкретная организация "Пациенты Украины"?
-Организация создана более пяти лет назад. "Пациенты Украины" стали первой организацией перемен, и она написала всю концепцию реформы здравоохранения в Украине, для Украины. Из 120 экспертов в мире отобрала 12 - привезла сюда лучших. И эта концепция является дорожной картой реформы в Украине.
Чем сейчас занимаются "Пациенты Украины"?
- Существует ряд очень важных инициатив. Все международные закупки, которые пошли. Они были инициаторами, чтоб Украина отказалась от посредничества украинских коррупционных систем и обратилась в неприбыльные некоммерческие международные системы, чтобы они помогли купить Украине качественные и дешевые медпрепараты. Либерализация фармрынка, которая привела к удешевлению медикаментов.
Если вы инициировали такой закон, надо понимать, что вы были уверены, что в Украине на фармрынке нет честных бизнесменов?
-Нет ни одного вменяемого эксперта в Украине, который бы сказал, что у нас не коррумпированная система закупок. Мы передали это международным организациям, потому что никакой альтернативы внутри на тот момент не существовало. В закупках участвуют не фармпроизводители, а дистрибьюторы.
Почему нельзя было устранить Загория и других и передать это людям, которые честно работают на рынке?
- Их не существует сегодня в Украине. Ответ не заключается в людях, а заключается в достоверно работающей системе. Более 100 стран мира используют механизм международных закупок. В Украине воровали не деньги, жизнь - до 80%.
Сейчас онкологические диспансеры перевели на самоокупаемость. Это спасет тысячи жизней?
- Это ложь. Все ведущие организации мира свою оценку международным закупкам в онкологии дали. Дали оценку всем другим 18 программам.
Известно ли вам, что отчетности по закупкам 2016 года еще нет, фактически? Судя по оценкам экспертов, нам не довезли почти на 10% препаратов.
- Какой эксперт это сказал? Они очень однобоко думают. Министр в начале года начинает цикл закупки и поставки. Проваливает это до августа. В сентябре приходит новый, который это не начинал. И находятся эксперты, у которых хватает ума обвинить того, кто это не делал. Это эксперты, которые вообще ничего не понимают в поставках. У. Супрун, придя в министерство, выгребала безрукую работу предыдущих людей. Эксперты не умудрились всем объяснить, а кто это вообще все завалил? А это потому, что онкоцентр, кардиоцентр тоже покупают препараты. И представляете, когда станет известно, что они завышали цены на 70%? Теперь эта натуральная цена приезжает в Украину.
Чем еще занимается ваша организация?
- Тем, чтобы препараты в аптеках стали дешевле. В Украине медикаменты дороже, чем в ЕС. 70% стоимости лекарств в аптеках - это выдуманная цена, в которую заложена все проверки, упаковка, растаможка, налоги. "Пациенты Украины" всю эту чушь начали убирать. Сопротивление, конечно, есть. Они подали совместно с Кабмином простую вещь - либерализировать рынок. Дешевизна уже начала наступать. В Украине людям, которые постоянно получают препараты, государство компенсирует выбор в аптеке того медикамента, который им необходим. Это европейская практика, и этот процесс сейчас разрабатывается. Мы надеемся, что в этом году он заработает. Кроме того, должно быть полное открытие данных всей системы здравоохранения, чтоб мы смогли увидеть, что есть на балансе каждой больницы. Публичные деньги должны быть публично открыты.
Какая у вас зарплата в "Пациентах Украины"?
- Я там не работаю больше года. Я работаю в нескольких организациях как эксперт и получаю там зарплату. Я являюсь ведущим тренером и экспертом по развитию гражданского сектора и работаю на несколько организаций: "Фонд Сороса", "Глобальный фонд". Я возглавляю самую большую по численности общественную организацию "Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД". И там я тоже получаю зарплату, большую.
Какую?
- Секрет.
У вас есть вопрос?
- Вы бы хотели, чтоб система здравоохранения в Украине реформировалась?
Конечно, хотела бы.
- А вы видели хоть одну команду лучше в системе здравоохранения, чем сейчас?
Пока что те врачи, с которыми я разговариваю, у них много критики по отношению к изменениям. Простые врачи говорят, что разрушается первичная и вторичная система. А все команды у нас были "злодийськи". Очень скоро мы уже увидим результаты.
- Весна покажет все.
Спасибо большое, Дмитрий.
Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.