Глава мурманского "Парнас" рассказал, как спасал партию с сотрудниками ФСБ
Руководитель мурманского отделения оппозиционной партии "Парнас" Андрей Капитонов опубликовал в своем блоге открытое письмо, в котором признался, что работал на Федеральную службу безопасности. По словам политика, ранее он сотрудничал с ФСБ по части разоблачения чиновников-коррупционеров, а в начале 2016 года ему предложили вступить в "Парнас" в качестве агента ФСБ для сбора информации. Капитонов утверждает, что через несколько месяцев ему поставили задачу дискредитировать партию, однако он решил спасти ее за государственный счет. Ruposters приводит полный текст его письма.
Я долго сомневался, придавать ли эту историю гласности. Но решил, что граждане нашей страны должны ее знать, чтобы сделать из нее соответствующие выводы.
Многие, наверно, даже и не подозревают, что в настоящее время ФСБ России - это не только борьба с терроризмом, экстремизмом и коррупцией, но и операции против граждан собственной страны, которые придерживаются оппозиционных взглядов. И я глубоко убежден, что только широкая огласка и обсуждение таких историй, а также общественный контроль ФСБ России, способны изменить данную ситуацию и вернуть спецслужбу в правовое поле.
В 2014г. я занимался антикоррупционными расследованиями (в то время я был беспартийным общественным активистом). Имеющуюся у меня информацию по коррупционным деяниям чиновников я передавал в ФСБ России. В этом направлении я сотрудничал с сотрудниками УФСБ по Мурманской области, которые являются профессионалами своего дела. Надеюсь, результаты нашей совместно проделанной работы принесут результаты.
В начале 2016г. я получил предложение от сотрудников УФСБ по Мурманской области принять участие в операции, проводимой в отношении политической партии ПАРНАС, в отношении которой была оперативная информация, которую требовалось проверить. Сам я всегда придерживался демократических взглядов, считал и считаю, что Россия должна развиваться по европейскому сценарию, а ее экономика быть интегрированной в мировую. Нынешний режим я считаю нелегитимным, а высокий рейтинг Владимира Путина - держащимся исключительно на цензуре СМИ. Ранее я был сопредседателем регионального отделения ОДД "Солидарность" в Мурманской области. Участвовал в оппозиционных акциях и за это неоднократно задерживался сотрудниками Центра по противодействию экстремизму. Наверно, из-за этих своих качеств и репутации оппозиционера в Мурманской области, меня и выбрали. Я не вижу ничего плохого в сотрудничестве со спецслужбой, многие сотрудники ФСБ ежедневно рискуют жизнями в борьбе с террористами и экстремистами. А оперативных работников УФСБ по Мурманской области, с которыми мне довелось работать, я считаю профессионалами и порядочными людьми. Также я хочу заметить, что политическая разведка является нормальным явлением, она практикуется во многих странах. Разведка помогает выявлять экстремистов, а также незаконные, в том числе зарубежные, источники финансирования политических структур и другие нарушения законодательства.
Согласно плану операции я должен был вступить в ПАРНАС, возглавить региональное отделение в Мурманской области, а затем преступить к сбору и проверке информации. Я согласился и с того момента стал официальным агентом ФСБ под псевдонимом Князь. Поставленную задачу я выполнил. Никаких противозаконных действий в партии ПАРНАС не выявил. Для меня это было особенно приятно, я всегда симпатизировал партии ПАРНАС, за нее голосуют на выборах мои родители и многие мои знакомые.
В апреле 2016г. сотрудники ФСБ сказали мне, что в центральном аппарате ФСБ в Москве разработали/согласовали другую операцию в отношении партии ПАРНАС. В соответствии с ее планом мне следовало зарегистрироваться кандидатом в депутаты Госдумы от партии ПАРНАС. В этом качестве я должен был выехать в Норвегию, где вступить в контакт с PST (разведка Норвегии), получить от них финансирование, а после этого (перед выборами в Госдуму) дать интервью центральным телеканалам, что ПАРНАС финансирует разведка страны, которая входит в НАТО. В качестве бонуса мне было обещано трудоустройство в какую-нибудь крупную компанию (типа Газпрома). Я отдавал себе отчет в том, что эта операция незаконная, она противоречила моим моральным принципам. Я всегда был законопослушным гражданином и придерживался норм российского законодательства. Поэтому я решил спасти партию ПАРНАС. Я рассуждал следующим образом: если я откажусь от участия в операции, то найдут или другого исполнителя, или ее реализуют в другом регионе. Придать огласке в то время это предложение сотрудников ФСБ я тоже не мог. У меня не было никаких доказательств. Это были бы ничем не подкрепленные слова. Меня бы просто обвинили в клевете. Рассказать об операции руководству ПАРНАС я тоже не мог. Я не был уверен, что в окружении председателя партии ПАРНАС Михаила Михайловича Касьянова не было людей, которые бы допустили утечку информации. А цена ошибки была очень высока. Поэтому я принял решение принять предложение, но сорвать операцию. С этого момента ФСБ стала выделять мне деньги, которые я тратил, в том числе и на избирательную кампанию. Но когда я ездил в Норвегию для установления контакта с PST, то сделал так, чтобы контакт не состоялся. Операция была сорвана, ПАРНАС пошел на выборы! В отношении меня же сотрудники ФСБ что-то заподозрили и сотрудничество со мной прекратили.
Посвящать в технические детали операции я не хочу. Во-первых, я давал подписку о неразглашении. Во-вторых, я очень сильно не хочу, чтобы из-за этого пострадали оперативные работники УФСБ по Мурманской области, с которыми я работал. Как я написал выше, я их уважаю и считаю профессионалами. И я прекрасно понимаю, что от них в этой ситуации ничего не зависело, они просто выполняли приказ сверху. Кстати, некоторые из них голосовали за меня на выборах в Госдуму.
Уважаемые коллеги, прошу вас оценить, правильно ли я действовал в этой ситуации или нет. Если вы скажете, что нет, то я готов написать заявление о выходе из Партии.