Как запорожцам предостеречь себя от онкозаболеваний
Большинство людей боится даже слова «рак», а также всего, что начинается на «онко», «канцеро» и т. д. Это как другой мир, пугающий и неизвестный, потому что многие попавшие туда не возвращаются. Но нужно учиться смотреть опасности в лицо, знать ее особенности, чтобы уметь противостоять. Поэтому поговорим об онкологии
Ежегодно онкологические заболевания обнаруживают у около 160 тыс. украинцев, а общее число раковых больных в стране, по данным Министерства здравоохранения, уже приближается к миллиону. В Запорожье соцсети разносят слух, что онкозаболеваемость вследствие неблагоприятной экологии, опасной бытовой химии и канцерогенов, содержащихся в продуктах питания, стремительно растет. Так ли это?
Для начала обратимся к открытому Национальному канцер-реестру, который ежегодно публикует Национальный институт рака.
Заболеваемость на 100 000 населения в Запорожской области | |
2011 | 442,9 |
2012 | |
2013 | |
2014 | |
2015 | 374,7 (оперативная информация) |
Не очень радуйтесь снижению показателя в 2015 году! Дело в том, что Запорожская область - постоянный рекордсмен Украины по количеству диагнозов, установленных посмертно по итогам прошлого периода. Причем если у нас таких диагнозов - от 287 до 387, то есть области, где их всего 2 или 5. Так что показатель 2015 года явно будет откорректирован. Но в целом ни о росте, ни о снижении онкозаболеваемости говорить не приходится.
А вот данные, которые сообщила врач-методист Запорожского городского департамента охраны здоровья Людмила Косюк:
Количество госпитализаций в Запорожском онкодиспансере | Количество больных из зоны АТО, получивших лечение | |
2014 | 7403 | |
2015 | 8074 | |
2016 | 8272 |
Как видим, количество госпитализаций в Запорожском областном онкологическом диспансере действительно несколько увеличилось, но говорить о существенном росте здесь также не приходится, так как значительная часть этих госпитализаций обусловлена тем, что в нашей области теперь лечатся больные из зоны АТО. Онкодиспансеры в крупных городах Донецкой области закрыты, и получить лечение им негде. Ну и просто есть определенное количество людей, переехавших к нам на длительное или временное проживание.
Вообще статистика - вещь неоднозначная. Если раньше в каком-нибудь селе человек тихо умирал и никто не знал отчего, то теперь, вследствие просветительской работы и профилактики, у него, возможно, найдут заболевание на ранней стадии и вылечат.
- Большинство людей вообще не понимает природы онкологических заболеваний, - говорит доктор медицинских наук, профессор Сергей Пащенко. - Ведущие ученые считают, что канцерогенез - это часть одной общей проблемы - морфогенеза. Морфогенез происходит неизбежно от рождения до смерти в любом организме. Мутантные клетки развиваются годы, а может быть, десятилетия. Онкологи говорят, что если бы люди не умирали от инфарктов, инсультов и травматизма, то все умирали бы от рака. Просто не каждый человек до рака доживает. То есть можно говорить и о том, что успехи врачей сердечно-сосудистого профиля прибавляют работы онкологам. Ведущая стратегия в противораковой борьбе - как можно раньше диагностировать онкозаболевание. Чем раньше оно диагностируется, тем лучше результаты лечения. Причем лучше где-то в два раза. Ранняя диагностика рака и предрака - один из факторов увеличения продолжительности жизни населения.
- Во многих странах мира рассчитывали стоимость лечения онкозаболеваний, - продолжает Сергей Пащенко. - Лечение везде дорогое. В запущенных формах месячный объем препаратов у нас может стоить 50 тысяч гривен. Умножьте это на два года лечения! В начальных формах лечение несопоставимо дешевле. Поэтому медицина вообще и онкология, в частности, становится все более профилактической. Все актуальнее проблема ранней диагностики. Очень помогает в этом своевременное УЗИ-обследование. У нас в Запорожье аппаратов УЗИ достаточно, но, на мой взгляд, недостаточно специалистов, хотя мы в академии последипломного образования могли бы их научить. Большие надежды в плане профилактики я возлагаю также на институт семейного врача. И здесь реформа здравоохранения идет в правильном направлении.
КАК ЗАЩИЩАЮТ ОТ СМЕРТЕЛЬНОЙ БОЛЕЗНИ ДЕТЕЙ
Отдельно стоит поговорить о детской онкозаболеваемости.
- Никакого роста заболеваемости в последние годы у нас нет. Ситуация довольно стабильна, - уверяет заведующий отделением детской онкогематологии Запорожской областной детской больницы Андрей Бородин. - При этом за три года мы пролечили 29 детей из зоны АТО. Это довольно много, если учесть, что за год через больницу проходит около 50 онкобольных детей. Это - лейкозы, лимфомы, опухоли. Есть еще онкологические койки на базе хирургического отделения, где лечатся дети с опухолями печени, почек, центральной нервной системы, костной ткани. А ведь нам никто ни дополнительных штатов, ни дополнительного финансирования не выделял. У нас есть проблема обеспечения медпрепаратами. Сейчас пользуемся препаратами, закупленными по программе 2015 года. За 2016 год мы еще не получили ничего. Пока справляемся за счет нашей областной программы. Это огромная нагрузка, ведь лечение длительное, сложное. У нас катастрофическая ситуация с медицинским персоналом. Осталось всего три медсестры. Наверное, нигде в мире нет такой нагрузки на медсестру, как у нас. Одна медсестра должна обслуживать 4-5 таких детей, а у нас обслуживает до 25, в том числе тяжелейших, которым нужно вводить препараты круглосуточно. Это - бессонные ночи и за минимальную зарплату. Спасибо нашим медсестрам за неравнодушие, преданность делу и профессионализм! А иначе некому было бы даже вводить препараты.
Заметим также, что в Украине функционируют два основных центра трансплантации гемопоэтических стволовых клеток костного мозга. Заведующий отделением трансплантации костного мозга Центра онкогематологии «Охматдет» Олег Рыжак отметил недавно на пресс-конференции в УНИАН, что согласно евростандартам на каждый миллион населения страны должен быть один трансплантационный центр. То есть «в Украине их должно быть до 46 в общем, а в частности, для детей - 5-7 центров, но, к сожалению, он один». При этом он добавил, что сейчас серьезные проблемы с финансированием, закупкой медикаментов, а также в ближайшее время истекает срок действия (самое позднее в июле 2017 года) тех медикаментов, которые были закуплены в 2015 году, но поступили в Центр только в этом месяце. (Отметим, что не все так плохо. В частности, С. Пащенко говорил о том, что такого хорошего снабжения, как сейчас, в Запорожском онкодиспансере уже давно не было. Многие больные получают бесплатные препараты).
За последние 12 лет, с 2004 года, в «Охматдете», в отделении трансплантации пролечено и вылечено методом трансплантации 126 детей, это составляет 62% тех, кто обратился и получил трансплантацию. Это - цифры, которые абсолютно совпадают с данными тех же итальянских клиник... Можно сказать, что и в Запорожье, и в целом в Украине рак лечат, но должна появиться государственная стратегия лечения онкобольных детей.
А есть еще проблема безопасности донорской крови. «Даже Минздрав уже признал, что 80% онкобольных детей заражены гепатитами, и у 90% из них это из-за переливания крови», - сказала председатель Благотворительного фонда «Помощь онкобольным детям» Лариса Билозир. По ее словам, зараженную кровь переливают и участникам АТО, и людям, попадающим в сложные жизненные ситуации. Билозир подчеркнула, что это происходит из-за того, что нет реестра доноров крови, используются устаревшие методы проверки крови.
БОЛЕЗНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОНКОЛОГИИ
По данным МОЗ, в Украине функционируют 40 онкологических диспансеров, две городские онкологические больницы (в Киеве и Дрогобыче), а также Национальный институт рака. Помимо этого, почти в каждой больнице страны есть онкологический кабинет (общее количество - 681). На финансирование всех мероприятий по борьбе с раком в 2015 году выделили 300 млн грн. (против 277 млн грн. в госбюджете-2014).
В то же время на закупку всех групп лекарственных средств для онкобольных государство направило только 277 тыс. грн., что обеспечивало потребности больных в лекарствах лишь на 18%. По словам основателя Украинской федерации борьбы с раком Ольги Фещенко, полный курс химиотерапии при лечении рака молочной железы обходится пациенту в среднем в 50 тыс. грн., а значит, выделенных государством средств в 2015 году хватило бы для лечения только пяти онкобольных.
В Украине традиционно практически все пациенты должны частично или полностью оплачивать свое лечение самостоятельно. По итогам 2014 года объем рынка противораковых химиотерапевтических препаратов, купленных за деньги пациентов, в Украине составил 112,6 млн грн., что на 74% больше, чем по итогам 2013 года.
Но если вопрос обеспечения онкобольных медикаментами еще помогают решать благотворительные и общественные организации, то улучшить методы лечения, которыми пользуются государственные онкологи, они не в силах. По данным ВОЗ, такие общепризнанные в мире методы лечения рака, как лучевая терапия (радиотерапия) и химиотерапия не являются общедоступными в Украине из-за недостатка оборудования в государственных медучреждениях. На всей территории Украины действуют всего 56 центров лучевой терапии (в Германии - 291), и насчитывается 449 специалистов в этой области (против 1054 в Германии). Преобладающая технология лечения рака в Украине - это операционное вмешательство.
Основная причина все также в финансировании - оборудование, используемое для лечения онкозаболеваний, дорогостоящее. Например, средняя цена компьютерного томографа составляет 6 млн грн. Стоимость линейного ускорителя достигает 12-15 млн грн. в зависимости от комплектации.
Помимо существующих проблем, украинская система здравоохранения не предоставляет услуги реабилитации. По словам главврача Кропивницкого онкологического диспансера Константина Ярынича, в Украине действует всего один центр реабилитации на базе областного онкодиспансера в Кропивницком.
ПОЧЕМУ ОНКОБОЛЬНЫХ ВЕЗУТ НА ЛЕЧЕНИЕ ЗА ГРАНИЦУ
Но существует ряд сложностей, с которыми сталкивается как государственная, так и частная онкология.
Среди разновидностей рака, которые не лечат в нашей стране, - рак крови и опухолилицевой части (глаза, нос, челюсть). В первом случае причина, по которой в Украине до сих пор не был создан центр по пересадке костного мозга, - слишком дорогостоящее строительство. Что касается рака лица, то у нас попросту нет специалистов в области онкопластики. Еще одна причина, по которой украинцы предпочитают выезжать на лечение за границу, - редкие случаи рака, которые украинские врачи отказываются лечить. Поэтому ежегодно на лечение онкозаболеваний выезжают 6,6 тыс. украинцев, это около 30% всех медицинских туристов Украины.
Сергей ВЕРЕТЕННИКОВ