"Чайка" с локонами: что западные СМИ писали о полете Терешковой в космос
"Чайка" на орбите, девушка с локонами и символ эмансипации советских женщин - в таких словах западные СМИ писали в 1963 году о полете в космос Валентины Терешковой, которой в понедельник исполняется 80 лет.
Терешкова в июне 1963 года стала первой женщиной-космонавтом, проведя 70 часов на борту корабля "Восток-6". Она до сих пор остается единственной женщиной, совершившей одиночный полет в космос. Первая в России женщина в звании генерал-майора. Сейчас - депутат Государственной думы.
Друзья зовут ее Валя
У западных СМИ в то время, конечно же, технических подробностей полета Терешковой не было. Да и о самой первой женщине-космонавте известно было немногое: бывшая ткачиха, парашютистка, не замужем, позывной - "Чайка". В условиях информационного дефицита многие издания выдерживали свои публикации в личном ключе.
"Первая в мире женщина-космонавт - симпатичная сероглазая спортивная молодая женщина с волнистыми темно-русыми волосами", - так в июне 1963 года начала свой материал о Терешковой газета New York Times.
По схожей схеме выстраивали свои материалы и многие другие американские СМИ.
"Первые изображения женщины-космонавта, которые московское телевидение показало около 2 часов дня: девушка со спадающим на глаз волнистым локоном и ямочкой на подбородке. Валентина - или Валя, как ее зовут друзья - своей улыбкой и бесконечной говорливостью, казалось, разогнала уныние серого московского неба", - писала газета New York Herald Tribune.
Издание цитировало слова корреспондента, который рассказывал, что полет Терешковой очень воодушевил советских женщин.
"Женщины на улице Горького - а воскресенье здесь это важный день для покупок, все магазины открыты - очевидно, радовались больше мужчин. Они улыбались: и те, кто был в компании, и те, кто гуляли одни. А вот сопровождавшие их мужчины были намного менее впечатлены", - отмечала газета.
Только нос ушибла
Эмоциональными деталями наполняли свои репортажи и европейские СМИ. Испанское агентство EFE, а за ним и многие газеты этой страны, например, рассказывали о разговоре между Терешковой и тогдашним советским лидером Никитой Хрущевым.
Испанские СМИ писали, что председатель Совета министров СССР спросил у космонавта, не было ли во время полета каких-нибудь происшествий.
"Нет, только нос ушибла", - ответила Терешкова, добавив, что в этом нет "ничего страшного, пройдет совсем скоро".
Хрущев, в свою очередь, пообещал ей, что она незамедлительно получит медицинскую помощь и потом сможет отдохнуть. "Когда вы прибудете на самолете в Москву, мы устроим вам роскошный прием, который вы заслужили", - отметил он.
Полет над гендерными барьерами
Некоторые издания в связи с полетом Терешковой поднимали и более серьезные вопросы. Так, журнал Life, хотя и начал тоже с описания внешности первой женщины-космонавта - "голубоглазая блондинка с современной стрижкой", - озаглавил свою статью "Она взлетела над гендерными барьерами".
По словам автора материала, Терешкова, которой во время полета было 26 лет, сумела стать первой женщиной в космосе, хотя у США тоже была программа подготовки женщин-астронавтов. В статье утверждалось, что хотя многие из них были "более квалифицированы, чем Валентина", в силу ряда факторов, в том числе - из-за отсутствия энтузиазма у НАСА, "женская космическая программа (США - ред.) так и не была запущена".
Ответил Life и на вопрос, почему в Советском Союзе в отличие от США женщине удалось стать космонавтом. "Советская Россия запустила женщину в космос, потому что коммунизм исповедует и со времен революции 1917 года пытается применять на практике принцип равенства мужчин и женщин", - отмечало издание.
Автор статьи приводил статистику, по которой женщины в СССР имели возможность участвовать во всех сферах общественной жизни - от физического труда до науки. Журнал указывал, что, например, в Советском Союзе 74% врачей были женщинами, а для Соединенных Штатов это было редкостью.
"Так что полет Валентины Терешковой - это символ эмансипации женщин-коммунистов", - подчеркивал Life.