Ни слова об экономике: как прошел визит Габриэля в Москву
Глава МИД Германии Зигмар Габриэль в ходе визита в Россию встретился с представителями гражданского общества, Лавровым, Путиным и посетил Пушкинский музей. Репортаж DW из Москвы. Эта поездка немецкого политика в Россию уже не первая. Однако она существенно отличалась от предыдущих: если ранее Зигмар Габриэль представлял ФРГ как министр экономического развития и вице-канцлер, то в четверг, 9 марта, он впервые посетил Москву в статусе министра иностранных дел. Если прошлые его визиты были преимущественно посвящены развитию экономических отношений между странами, то на этот раз важна была только политика. Настолько важна, что организаторы визита настоятельно рекомендовали журналистам в Москве не задавать Габриэлю, известному стороннику постепенного снятия с России экономических санкций, никаких вопросов о санкциях.
Завтрак с общественниками
День Габриэля в Москве начался с завтрака с представителями гражданского общества. Как рассказал DW один из участников встречи, главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов, на ней присутствовали также исполнительный директор российского отделения "Гринпис" Сергей Цыпленков, директор "Левада-центра", Лев Гудков, член СПЧ Борис Кравченко и руководитель партии "Гражданская платформа" Ирина Прохорова. Министра, по словам главреда "Новой газеты", интересовало, что происходит в России с гражданским обществом, с экологией, со СМИ, и каковы настроения в обществе. "Мы отвечали вполне себе искренне, - сказал Муратов. - Разговор был настолько интересным, что я даже не успел съесть яичницу. Мне лично, например, было очень интересно спросить Габриэля о том, что, по его мнению, происходит с Минскими соглашениями".
Проблему "Минска-2" главред "Новой" обсуждал с главой немецкого МИДа еще год назад, во время его предыдущего визита в Москву. "Тогда мы были согласны в том, что минские соглашения безальтернативны, - заметил Муратов. - А сейчас снова обострение".
Глава германского МИДа отвечал Муратову, по словам последнего, очень откровенно. "Досталось всем сторонам, сильно и по делу, - передал он слова министра. - И России, точнее, поддерживаемым ею сепаратистам, и Украине. Габриэль дал понять, что Верховная Рада так и не приняла законы, которые должны обеспечить соблюдение Минских соглашений".
С НАТО на ты?
После этого делегация направилась в Дом иностранных гостей на Спиридоновке, где Габриэль встретился со своим российский коллегой Сергеем Лавровым. Встреча проходила в закрытом помещении, журналисты ждали в холле.
По плану представители СМИ должны были наблюдать прямую трансляцию беседы с Лавровым на экранах, но, как сообщает корреспондент DW, через несколько минут звук сломался, и журналистам пришлось довольствоваться только картинкой. Правда потом была довольно обстоятельная пресс-конференция, на которой Габриэль и Лавров в общих чертах пересказали свой разговор. Он был посвящен вопросам безопасности в Европе и угрозе новой холодной войны.
"Меня беспокоят высказывания обеих сторон, - сказал Габриэль. - Так же, как и увеличение количества российских военных и вооружений на границе со странами Балтии и Польшей. Так и дебаты в США на тему чрезмерного увеличения военных бюджетов. Мы опять стоим на пороге новой гонки вооружений". Лавров на это возразил, что, с его точки зрения, наоборот, Россия у своих западных границ окружена войсками и военной техникой НАТО. Этот вопрос он предложил урегулировать в Совете Россия-НАТО.
Несмотря на эту неприятную тему, министры общались в дружеском тоне и даже называли друг друга на "ты". Лавров в дружеском тоне упрекнул западных коллег в том, что они сотрудничают с "путчистами" в Киеве, а Габриэль не менее дружелюбно ответил, что ФРГ категорически не приемлет аннексию Крыма и "нарушение государственных границ в центре Европы".
Габриэль оказался знатоком авангарда
После этого глава немецкого МИДа отправился в Пушкинский музей, на выставку "Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968", включающей в себя работы художников из России и 18 стран Западной и Восточной Европы. Кураторы выставки поставили перед собой цель показать, как авангардное искусство России и Европы отражало важнейшие драмы XX века - трагедию послевоенного поколения, холодную войну, молодежные волнения и оттепель 1960-х.
"Идея была продемонстрировать то, как художники России и других европейских стран двигались в одном и том же направлении, их волновали общие проблемы. В этом смысле Россия - часть Европы", - объяснил немецкий искусствовед и один из кураторов выставки Экхарт Гиллен (Eckhart Gillen), который проводил экскурсию для германского политика.
На выставке были представлены лучшие образцы российского и европейского авангарда, многие из них - странные, абстрактные, непростые для восприятия обывателя: Георг Базелиц, Отто Мюль, Вадим Сидур, Владимир Татлин и другие. Габриэль больше часа изучал послевоенные шедевры 20-го века и продемонстрировал великолепную осведомленность в современном искусстве - в беседе с кураторами он упоминал имена художников, музеев, художественных премий, которые обычному человеку, как правило, неизвестны.
После осмотра авангардистских работ глава германского МИДа попросил показать ему троянские находки Генриха Шлимана и порассуждал с послом ФРГ в России Рюдигером фон Фричем (R?diger von Fritsch), какой стране должны принадлежать эти ценности: России? Германии? Турции? Османской империи? Но 20-й век явно интересует Габриэля гораздо больше: еще почти час он беседовал с кураторами о современном искусстве в кафетерии музея, не обращая внимания на группу шумных школьников, которые выстроились в очередь за пирожными.
Понятие, которого нет в политическом лексиконе России
"Что было для вас самым сложным в подготовке выставки?" - спросил Габриэль кураторов. "Понять и объяснить, что такое "преодоление прошлого", - ответил российский искусствовед Данила Булатов. "Да, в российском политическом лексиконе нет слова Vergangenheitsbew?ltigung ("преодоление прошлого" - политика Германии в отношении переосмысления своей истории. - Ред.) - продолжил Гиллен. - И нам пришлось долго обсуждать, можно ли говорить об аналогичных процессах в России".
Министр понял, о чем речь: "Мы были сегодня в мавзолее Ленина, и я очень удивился, увидев множество цветов возле бюста Сталину, - поделился он с кураторами. - А рядом гулял ряженый Сталин с наклеенными усами, и люди возле него фотографировались". "Да недавно была годовщина смерти Сталина, и многие люди в России до сих пор скорбят", - ответил Гиллен.
Из ГМИИ имени Пушкина делегация направилась в Кремль встречаться с Путиным. Улицу ради них в этот момент перекрыли, но на работу общественного транспорта это не повлияло. Как выяснилось, мера была излишней - президент России в свойственной ему манере опоздал на полтора часа.