Математики раскрыли эволюционные корни героизма и самопожертвования
Российско-американский математик Сергей Гаврилец и его коллеги выяснили, зачем человек и некоторые животные способны жертвовать собой ради спасения других, несмотря на бесполезность таких подвигов с точки зрения эволюции, и изложил свои выводы в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports.
"Наши коллеги уже выделяли несколько других возможных механизмов, которые бы объясняли эволюцию подобных экстремальных форм кооперации, совместимых с теорией эволюции. Мы считаем, что в этом виноват один очень мощный, но малозаметный механизм - чувство единства, слияние личностей, которое возникает в тех случаях, когда люди вместе переживают что-то плохое", - рассказывает Сергей Гаврилец из университета Теннесси в Ноксвилле (США).
Российско-американский математик Сергей Гаврилец за последние годы открыл несколько крайне интересных закономерностей, находящихся на стыке теории эволюции, математики и истории. К примеру, он раскрыл возможную причину существования небольшой, но стабильной популяции геев в обществе, доказал, что войны являются главным двигателем технического прогресса, и раскрыл эволюционные корни чувства справедливости.
В своей новой работе Гаврилец и его коллеги изучили еще одно явление из человеческой жизни и жизни многих животных, которое не имеет эволюционного объяснения - склонность жертвовать собой ради спасения одного или нескольких других особей, не являющихся родственниками, членами стаи или группы.
Иными словами, человек или животное жертвует собой не ради спасения своих, а чужих генов, и обрекает свою линию на вымирание, что должно было привести к полному исчезновению таких героев и "смертников". С другой стороны, как отмечают ученые, в истории человечества в самые разные периоды времени есть множество примеров подобного самопожертвования, начиная со времен Фермопил и заканчивая японскими камикадзе 1945 года и современными террористами-смертниками, подобные люди пока не собираются вымирать, как им это приписывает теория эволюции.
Гаврилец и его коллеги предполагают, что подобная способность является продуктом простого психологического процесса - склонности людей и животных забывать обиды и сплачиваться в тот момент, когда они вместе переживают какие-то очень неприятные события, в том числе нападения хищников или войны.
Такое "сплочение коллектива" имеет эволюционный смысл, так как оно помогает группе выживать при борьбе с силами природы или с другими группами себе подобных. В таком случае выживание вида, все представители которого находятся под общей угрозой, становится важнее, чем продолжение существования генов одного индивида.
В самых экстремальных ситуациях это единство, как предположил Гаврилец, достигнет такого уровня, что границы между индивидами в группе размоются так сильно, что все ее представители начнут считать друг друга братьями, сестрами или даже частью своего тела.
Как показали математические расчеты и наблюдения за поведением ветеранов Вьетнамской войны, студентов в университетских "братствах" и членов различных боевых школ, негативные общие переживания действительно укрепляют внутреннее единство группы и делают человека более склонным защищать представителей своего "боевого братства".
В прошлом, эта программа "ультра-социального поведения" помогала человечеству выживать, а сегодня, когда проблема выживания не так остра - заставляет отдельных людей действовать иррационально в экстремальных ситуациях, жертвуя собой ради выживания других людей или идеалов какой группы людей.