Дело Севастиди в РФ: системная проблема или случайность?
Верховный суд РФ смягчил приговор Оксане Севастиди, осужденной за госизмену из-за СМС-сообщения. Но в российских колониях находятся другие осужденные по похожим делам. Репортаж DW. В среду, 15 марта, Верховный суд РФ смягчил приговор жительнице Сочи Оксане Севастиди, ранее осужденной за госизмену и помилованной президентом Владимиром Путиным 7 марта 2017 года. Севастиди была приговорена судом к 7 годам лишения свободы за отправленное в 2008-м году СМС-сообщение грузинскому знакомому о движущейся из Сочи в сторону Абхазии российской военной технике. Верховный суд изменил приговор Краснодарского краевого суда, снизив срок до 3 лет. Севастиди до помилования провела в местах лишения свободы 2 года и 3 месяца, из них больше года - в СИЗО. 12 марта она вышла на свободу и остаток срока отбывать не будет.
Секретные материалы
Заседание проходило в закрытом режиме, поскольку дело имеет гриф "совершенно секретно". Журналистов пустили только на оглашение вердикта. В их отсутствие суд рассматривал ходатайства адвокатов. "Нам отказали в двух ходатайствах, - рассказал журналистам адвокат Севастиди Иван Павлов. - Во-первых, мы просили вызвать экспертов, которые дали бы заключения - правда ли, что в двух куцых СМС-сообщениях Севастиди, каждое из которых не набирает и 70 знаков и сообщает общеизвестные факты, содержится государственная тайна".
Хотя право подсудимого запрашивать экспертную оценку гарантируется российским законодательством и Европейской конвенцией о правах человека, Верховный суд не счел это необходимым, отмечает Павлов. "Кроме того, мы запрашивали решение Краснодарского краевого суда, который якобы давал разрешение на прослушку и чтение личных сообщений в телефоне Севастиди", - продолжил адвокат. По его словам, защиту интересовала законность получения сведений - ведь доступ к персональным данным возможен только после решения суда.
"Обычно в материалах таких дел содержатся заверенные копии решений судов. Но в данном случае мы нашли только выписки, заверенные вовсе не судом, а сотрудником ФСБ", - рассказал Павлов. Это ходатайство Верховный суд также не удовлетворил.
Апелляция спустя год
Что касается самого вердикта, то его Павлов назвал противоречащим позиции президента РФ, "который, напомню, поставил под сомнение адекватность обвинения и посчитал, что к гостайне не могут быть отнесены общедоступные и незащищаемые сведения".
В то же время, по мнению адвоката, Верховный суд создал важный прецедент: "Он восстановил срок на подачу апелляционной жалобы спустя значительное время после того, как он был пропущен. До этого таких случаев в судебной практике не было". За то, что Севастиди вовремя не подала апелляцию, несет ответственность ее предыдущий адвокат Руслан Зурнаджян.
Севастиди рассказала, что нашла его в Сочи через знакомых, его рекомендовали как грамотного специалиста. Тем не менее после приговора первой инстанции он перестал выходить на связь со своей подзащитной. "Мама звонила ему много раз, он бросал трубку, хотя мы ему платили", - сказала Севастиди.
Решение Верховного суда - важный сигнал для адвокатской корпорации, считает Павлов. По его словам, "Зурнаджян нарушил обязательства перед своим доверителем и подзащитным, не обжаловал вовремя приговор". "Было заседание квалификационной комиссии, которая отметила дисциплинарное нарушение в работе Зурнаджяна. Надеюсь, это станет определенным уроком не только для него, но и для других адвокатов. А то, что Верховный суд оставил в силе право обвиняемого на обжалование, можно будет использовать и в судах более низкой инстанции", - отметил Павлов.
Севастиди: "Все это сон"
Сама Севастиди в общении с журналистами была немногословна. Она сказала, что колония изрядно подорвала ее здоровье, что чувствует обиду, но свои политические взгляды не изменила. (Севастиди - давняя поклонница Владимира Путина и член партии "Единая Россия"). "Я все так же люблю моего президента", - сказала она журналистам. "Вам кажется, что произошедшее с вами - ошибка?", - спросила корреспондент DW. "Мне кажется, что это все сон, что это не со мной происходило", - ответила Севастиди.
Кроме того, она рассказала еще об одной женщине, осужденной по 275-й статье УК РФ при схожих обстоятельствах: "Ее зовут Анико Кесян, она армянка из Адлера, ей 60 лет. Ее тоже осудили на 8 лет за СМС-сообщение. Сейчас она отбывает срок в Мордовии".
Адвокат Иван Павлов сообщил, что уже занимается делом Анико Кесян. По его мнению, такого рода дела будут появляться и в будущем: "Как в авиакатастрофе бывает стечение целого ряда негативных обстоятельств, так и в российском правосудии, - объяснил адвокат корреспонденту DW. - Излишний формализм суда, излишнее карьерное рвение тех, кто инициирует это дело, а также милитаристская риторика в СМИ и в головах наших граждан - все это способствует тому, что чиновники ищут врагов, как внешних, так и внутренних".
Статья 275 УК РФ идеально подходит для поиска внутренних врагов, считает адвокат. "По нашим данным, по схожим обвинениям в разных колониях РФ содержатся люди, которые осуждены за то, что отправили СМС-сообщения своим знакомым".