Адвокаты в Беларуси добиваются расширения своих прав
Белорусские правозащитники и адвокаты выступают за изменение законопроекта об адвокатуре. Что именно не устраивает адвокатское сообщество, и услышат ли его мнение власти, - у DW. На ближайшей сессии, она начнется в апреле, Палата представителей белорусского парламента рассмотрит во втором чтении - в ходе его уже нельзя вносить в документ поправки концептуального характера - разработанный Минюстом законопроект об адвокатуре. Он направлен, указывают власти, на усиление роли Республиканской коллегии адвокатов (РКА). Между тем законопроект вызвал неоднозначную реакцию специалистов и правозащитников, которые призвали "раскрепостить адвокатское сообщество".
В четверг, 16 марта, на совместном заседании профильных комиссии обеих палат Нацсобрания Беларуси с привлечением представителей адвокатского сообщества, Минюста и других госорганов были рассмотрены предложения Белорусского Хельсинкского комитета (БХК) по внесению поправок в закон об адвокатской деятельности. В чем их суть, и какова была реакция депутатов и чиновников, - у DW.
Поезд ушел?
В интервью DW председатель комиссии по законодательству Палаты представителей Наталья Гуйвик подчеркнула, что сейчас ломать законопроект об адвокатской деятельности "уже не правильно и не целесообразно", но "ничто и никто не мешает внести изменения и дополнения через год". В первом чтении его рассматривал весной 2016 года еще предыдущий состав Палаты представителей.
В процессе второго чтении нельзя вносить в документ поправки принципиального характера. Поэтому правозащитникам и адвокатам пришлось довольствоваться самим фактом обсуждения, а также согласием депутатов учесть четыре из двух десятков предложенных поправок в законопроект.
"Поезд ушел, и концептуальные вещи мы уже не примем", - констатировала на заседании Наталья Гуйвик. Ситуация выглядит так, что правозащитники опоздали со своими предложениями. Однако с такой трактовкой не согласна Раиса Михайловская, глава зарегистрированного в Литве Белорусского документационного центра.
В интервью DW она сообщила, что 8 правозащитных организаций еще в 2015 году разработали поправки в закон об адвокатуре, а из Палаты представителей ответили, что приняли их во внимание. Тогда дополнения правозащитники послали на обсуждение и всем заинтересованным министерствам и ведомствам, а теперь, оказывается, поправки поступили поздно.
"Зажали адвокатуру между двух оглоблей"
По словам Гуйвик, нынешний законопроект направлен на усиление роли Республиканской коллегии адвокатов и ее органов управления. В свою очередь председатель юридической комиссии БХК Гарри Погоняйло указывает, что законодатели "зажали адвокатуру между двух оглоблей - между министерством юстиции и Республиканской коллегией".
Чтобы работать адвокатом в Беларуси, нужно получить в Минюсте лицензию и состоять в одной из территориальных коллегий. В 2011 году в ходе процессов по делу кандидатов в президенты и участников акций протестов около 10 адвокатов были лишены лицензий Минюстом, исключены из коллегий адвокатов или не прошли переаттестацию. Запрет на профессию коснулся, в том числе, членов президиума Минской городской коллегии адвокатов, и на первом этапе она пыталась протестовать. Однако потом сменилось руководство коллегии, и протесты прекратились.
Гарри Погоняйло отмечает, что в соответствии с законом Минюст осуществляет организацию деятельности коллегий адвокатов: "Из 50 ныне действующих статей закона в 30 из них упоминается компетенция министерства юстиции". Погоняйло призвал законодателей "ослабить узду министерства юстиции и раскрепостить адвокатское сообщество". Наталья Гуйвик в принципе согласна с таким подходом: "Я думаю, что будущее за тем, что адвокаты будут процентов на 80 самостоятельными".
Чайчиц за дисциплину в адвокатуре
В то же время глава Республиканской коллегии адвокатов Виктор Чайчиц заявил корреспонденту DW, что не понимает, что имел в виду Гарри Погоняйло, когда призывал к раскрепощению адвокатуры. Но мы с ним будем обязательно общаться, ведь Погоняйло сам работал адвокатом и понимает, что "дисциплина должна быть везде, в том числе и в адвокатуре", добавил Чайчиц.
В интервью DW Чайчиц, помимо руководства РКА являющийся также зампредседателя комиссии по законодательству Совета Республики (верхней палаты парламента), заверил, что "адвокатское сообщество у нас раскрепощено достаточно", уточнив, что "мы не можем допустить, чтобы каждый адвокат вел так, как ему это вздумается".
Виктор Чайчиц посчитал оскорбительным утверждение Погоняйло, что одним из инструментов притеснения адвокатов является Республиканская коллегия. Сенатор обратился за поддержкой к территориальным коллегиям, чьи представители участвовали по видеосвязи в обсуждении предложений правозащитников: "Нет жалоб, что Республиканская коллегия притесняет адвокатов? Я прав?" Ответом было молчание.
Указ в Беларуси выше закона
Среди представленных правозащитниками предложений было одно, оказавшееся вне компетенции парламента. В 2010 году президент Беларуси издал указ № 450, которым уполномочил Минюст лицензировать адвокатскую деятельность. БХК предлагает упразднить это лицензирование, однако в Беларуси указ президента выше закона, поэтому технически, как объяснил замминистра юстиции Николай Старовойтов, парламент не в состоянии изменить данную норму, он может лишь просить об этом главу государства.
При этом сам Старовойтов выступает за сохранение лицензирования, так как оно является барьером для доступа на белорусский рынок иностранных адвокатов. Кроме того, представитель Минюста сослался на конституционную норму о гарантировании государством качественной правовой помощи населению. По его мнению, лицензирование в данном случае выступает в качестве инструмента контроля над оказанием такой помощи.
"Мы только сейчас на ощупь начинаем двигаться на встречу друг другу. Раньше не было такой практики", - подвел итог работы парламентариев с предложениями гражданского общества Гарри Погоняйло. Довольна результатом общения с правозащитниками и Наталья Гуйвик. Закрывая заседание, она заверила, что "первый блин оказался не комом".