"Каспийский груз": "Нельзя отвлекаться и обращать внимание на критику"
TrendSpace пообщался с одним из главных коллективов в русском рэпе.
Появление группы "Каспийский груз", состоящей из Тимура "Брутто" и Анара "Веса", по праву считается одним из главных событий в отечественном рэпе. Коллектив из Баку либо неистово хейтят, либо хвалят не жалея комплиментов.
Отдел культуры TrendSpace поговорил c дуэтом о новом альбоме, массовости, критике и первом выходе на сцену в 29 лет.
Я был на одном из ваших концертов и убедился в том, что у вас очень широкая аудитория. Как вы думаете, в чем причина того, что вас слушают как простые подростки, так и условные "дядьки на "мерседесах"?
Брутто: С одной стороны, вопрос простой, а с другой - очень сложный. Ведь все люди слушают музыку по-разному. Кому-то важен мотив, кто-то слушает исключительно ради слов и смысла, а кому-то заходят подача и техника исполнителя.
У нас, например, упор всегда был на слова. Мы стараемся писать просто и доступно. Для любого возраста и поколения. Да и тематика у нас не такая узкая. Даже если ты молод и слушаешь какую-то взрослую тему, ты примерно понимаешь ее, ведь ты ее либо в кино видел, либо от родителей о ней слышал.
Даже добавить нечего.
Всегда было интересно, каково было вам на первых порах воспринимать критику, негативные комментарии и безосновательный хейт. Все-таки вы начали заниматься музыкой уже в относительно взрослом возрасте. Все-таки не тот случай, когда рэперами становятся в 17 лет.
Брутто: Нельзя сказать, что мы повально читаем и читали комментарии. Хотя глаза все равно натыкаются на что-то. Видно, что эти хейтеры, скорее всего, хейтят всех. Наверное, у меня самого установка такая, что нельзя на это отвлекаться и обращать внимание.
Потому что даже когда хвалят - хвалят очень субъективно. То есть хвалят одну песню, через пятнадцать комментариев ты видишь, что оценили ту же песню. У тебя может сложиться впечатление, что именно этот трек очень нравится людям, хотя он понравился всего лишь двоим. И ты вот сядешь, обдумаешь все и к следующему альбому начнешь писать похожие на эту песни, так как думаешь, что людям нравится такое. А нужно ведь всегда концентрироваться на себе. Как относительно плохих, так и хороших комментов просто не нужно читать. Тогда ты останешься собой в творчестве и будешь делать реально то, что тебе хочется.
Вы много и долго писали в стол, ничего не выпускали, считали треки сырыми, слишком простенькими, слабыми. Помните ли вы трек или момент, после которого поняли, что пришло уже время о себе заявить?
Брутто: Все шло по накатанной. Грубо говоря, c момента, когда мы начали писать, до выхода нашего первого альбома ("Рингтоны для зоны". - Прим. TrendSpace) прошло очень много времени - где-то двенадцать лет.
С одной стороны, писали в стол из-за того, что понимали, что до серьезных на тот момент рэперов мы не дотягиваем. С другой стороны, нами самими все это воспринималось как хобби. Сначала пришла любовь к рэпу, а потом - понимание того, как и на какие темы его нужно писать. Вот тогда мы начали уже выкидывать что-то в интернет. Это был, наверное, 2011 или 2012 год. Сначала были какие-то сольные треки Веса и, наверное, штук шесть-семь наших совместных треков уже как "Каспийский груз".
Когда ты записываешь трек и через некоторое время его переслушиваешь, то воспринимаешь уже иначе. Понимаешь, что неплохо получилось.
После каких-то песен прикинули, что можно сделать альбом, например, из десяти треков, которые очень не похожи друг на друга, но при этом написаны в единой стилистике.
Второй участник группы - Вес - по большей части молчит. Он внимательно следит за беседой, периодически что-то добавляет и одобрительно кивает, как бы подтверждая сказанные своим коллегой слова.
В какой-то момент мне даже показалось, что причина необщительности собеседника во мне, но, как выяснилось во время перекура, Вес просто "терпеть не может все эти интервью". Вне комнаты же это общительный, интересный и максимально положительный человек.
Уже после интервью, в перерывах между съемками, мы успели поговорить с ним на самые разные темы - как о "черной музыке" 1930-х годов, так и о разнице между жизнью в Азербайджане и России.
Странный такой вопрос. На мой взгляд, вы стали заложниками образа, который даже не создавали. Условно ч еловек видит, что "Каспийский груз" все хейтят. Он послушает в лучшем случае один-два ваших трека, которые ему не понравятся, и в голове у него сложится некий образ, что вся ваша музыка так себе, что она вся об одном и том же. Человек так и останется с мнением, основанным на нескольких треках. Не было ли у вас чувства, что это несправедливо как-то, что не должно быть так?
Брутто: Слушай, ну это не странный вопрос. Это идеальный вопрос. Им задается вообще любой творческий человек с широким профилем. Если у него есть идея фикс донести каждую свою песню до каждого слушателя, если есть цель работать на массы, то ему будет очень обидно.
Написал он условно бандитсткий трек, и его все послушали. Этот трек станет неким фильтром. То есть люди будут делиться на две категории - те, кому понравилось, и те, кому нет. Напишет он трек о любви, его послушает уже меньшее количество людей, то есть только те, кому понравился только предыдущий, про бандитов. Соответственно, они будут ждать от тебя еще одной бандитской песни, а ты выпускаешь песню о любви. Как антиреклама самому себе.
Мне кажется, если я написал песню "Доедешь - пиши", если я в то же время написал трек "Табор уходит в небо", а еще могу написать песни о любви и о детстве, то найдутся такие же люди, которые воспримут все эти песни одинаково хорошо.
Вот смотри, даже в магазинах масс-маркета есть такое разделение: здесь условно casual-отдел, вот тут отдел с одеждой для рэперов, а здесь спортивный. В этом цель магазина, чтобы разные люди собирались и находили для себя что-то подходящее. А есть маленькие бутики, у которых свой стиль, концепция, которые распространяются на всю новую коллекцию. По этой аналогии мы, скорее, относимся к бутикам, нежели к масс-маркету.
Бит под текст или текст под бит?
Только текст под бит! Только. Без музыки вообще никак. Хотя каждый делает по-разному. Кто-то пишет сначала текст, а потом подставляет под него более подходящий бит. Но мы с Весом чаще всего делаем иначе. Берем хорошую музыку и целый день гоняем ее, подбирая какие-либо слова или напевы на птичьем языке.
Предыдущий релиз "Каспийского груза" состоял из двух сольных частей - "The Брутто" и "The ВесЪ". Оглядываясь назад, можете сказать, верное ли это было решение? С коммерческий точки зрения?
Брутто: С коммерческой точки зрения, с маркетинговой, наверное, скорее, нет. Мы же изначально понимали, что это совсем не коммерческое мероприятие. Это работа для себя. Это важно, ведь даже ребята, ориентированные на массовость и заработок, на альбомах оставляют песни, которые они пишут для себя и с душой.
Тут то же самое. Мы понимали, что многие наши слушатели не поймут некоторые треки до конца. Но очень хотелось воспользоваться этой возможностью, потому что эти мысли, тексты - они в голове крутятся, и если ты их не выплеснешь, то не сможешь работать дальше над другими проектами.
Я реально очень доволен нашей работой. Без преувеличений. Доволен каждой песней, доволен тем, что нашел время сказать то, что мне очень хотелось. Вот у Дорна песня новая вышла (англоязычная композиция Collaba. - Прим. TrendSpace), и она не ориентирована на российский рынок. Но он это может сделать. Ему хотелось сделать так. Это очень круто! Видно, что человек делал для себя, и определенные люди это заценят.
Возьми того же Эминема. Коммерческие работы с Dr. Dre, самыми популярными среди которых были композиции, где он высмеивал шоу-биз и работал на публику. Спустя годы он выпускает The Marshall Mathers LP 2, где все треки были написаны для себя. И вот это было сильно. Очень.
Вот у Канье был альбом 808s & Heartbreak, который не хотели финансировать, и в итоге Канье выпустил его сам. И какой это имело успех! В музыке он многое им перевернул. Таких примеров масса.
Раз уж о Западе заговорили, кого сейчас слушаете?
Брутто: Много разной музыки слушаем.
Брутто достает свой телефон, открывает Apple Music и показывает последние добавленные альбомы. Вот так мы в очередной раз отвлеклись от интервью на добрых полчаса. Говорили как об уже успевших стать классическими альбомах, так и о ярких новинках. Сошлись на том, что Tory Lanez уже "не заходит" и не прогрессирует, Post Malone слишком прост, а Sampha невероятно крут.
Когда мы переключаемся на Веса, то понимаем, что плейлисты у участников группы очень похожи. Разве что Вес почаще отдает предпочтение року - классике вроде Placebo и Radiohead.
В будущем вернетесь к сольным релизам или это разовый эксперимент был?
Брутто: Ну это была работа скорее для души, нежели эксперимент. Мы ее сделали, теперь вернемся к привычному режиму и выпустим альбом как группа.
Когда ждать новой музыки от "Каспийского груза"?
Брутто: У нас идет просто сумасшедшая работа. Вчера вот были на студии и ушли, только когда уши уже ничего не слышали. Много чего написано уже. Музыка, по крайней мере, готова полностью. Уже определены темы на все треки, готова часть припевов.
Планируем выпустить альбом в сентябре. Почему так долго? Потому что мы хотим поработать над музыкальной составляющей. Слова словами, но хочется выпустить идеальный по звучанию альбом с богатыми аранжировками.
Сейчас мы в процессе сложной работы, учимся многим техническим штукам. Современный рэп - это, наверное, самая технологичная музыка, если не брать электронику. Технические требования сегодня очень высокие - все должно плотно звучать, должна быть панорама, атмосфера. А раньше что было? Мотив, грув, чтобы музло перло, ну и слова. Нам же важна сама атмосфера. Нужно сделать так, чтобы человек, закрывая глаза, чувствовал твой трек. Чтобы он плавал в этом звуке.
Не знаю, что будет с клипами или синглами и будут ли они выходить до альбома вообще, потому что основная цель альбома - поразить, прям поразить вообще каждого. Очень хочется это сделать.
Количество треков, концепция - все, что есть?
Брутто: Мы не будем раскрывать секретов. Если ты наш слушатель, то ты скоро узнаешь, что это за альбом и как он будет называться. Скажу только, что в альбоме будет около пятнадцати песен.
Темы каждого трека абсолютно разные. Будет два кавера на альбоме. Один не особо известный. Другой - очень известный. В записи альбома нам помогают музыканты из екатеринбургской группы Groovbag. Мы создали себе базу, где работаем именно над альбомом. Около 50 квадратов, в самом центре стол с мониторами. Ходишь вокруг стола, слушаешь музыку, напеваешь. Часто там остаюсь один.
Мы работаем с иными стилями музыки. Почти каждая песня написана в стиле, которого в России еще не было. Вот у кого бы я что ни слушал, ничего подобного не слышал. Ни по обработке голоса, ни по каким-то сочетаниям инструментов. Здесь стоит цель показать, что в России можно писать свежую музыку не под копирку с Запада. Мы ведь понимаем, что у нас в основном, если хотят сделать свежо, то выдают референсы с Запада.
У нас тоже есть несколько референсов на альбоме, но из 1970-1980-х годов. Давно смотрел видео, где Тимбаленд рассказывал, как работал над альбомом Джастина Тимберлейка. Он сказал, что просто брал все старые хиты в стиле диско или фанка. Ловил примерно тот же грув и тональность, но использовал другие инструменты. Что-то похожее мы пробовали при написании наших треков. Некоторые были из серии "а давай попробуем это соединить с этим, а здесь бас из нового, а здесь звучок из старого".
Если ты что-то создавал в жизни, то в процессе у тебя наверняка были мурашки и мысли из серии "х** пойми, что получится, но мне нравится". Вот сейчас у нас такое состояние. Мы получаем максимальное удовольствие от того, что происходит. Когда человек такое испытывает, ему вообще не важен результат. Потому что те несколько месяцев своей жизни он провел в этом замечательном состоянии. Настоящая эйфория.
А как вам комфортнее работать - вместе или раздельно?
Как коллективно, так и раздельно. С самого начала было так: писалась музыка, слова под нее, а потом мы собирались, слушали, обсуждали. Студия находится далеко от моего дома в Подмосковье, и у меня не всегда есть возможность приехать. В таких случаях ребята посылают мне демозаписи. Потом приезжаю на студию, и там уже делаем вещи.
Совместные треки на новом альбоме будут?
В ес: Пока рано задавать этот вопрос.
Брутто: Ну есть какие-то люди, которых мы видим на альбоме. Но тут еще такой момент, что мы никому не отсылали и не показывали еще ничего. Вдруг кому-то не понравится или кто-то не сможет написать под это текст. Вот я вышлю тебе демо, скажу, что вижу на этом бите тебя, а ты себя сам на этом бите не видишь. Поэтому сложно об этом говорить. Совместных треков будет максимум пять.
Рэп ведь не самое очевидное занятие для парней из Баку, верно
Брутто: Да, в то время, когда мы начинали, я никого не видел в широких штанах. Никогда. У нас этого не было видно и слышно. Мы что-то делали втихаря и никогда не выступали.
Чтобы ты понимал, наше первое выступление вообще состоялось в Москве, на нашем сольном концерте в 2013 году. Более того, я всего один раз был на рэп-концерте - у группы The Chemodan Clan.
Представляешь, я пишу рэп, но никогда не видел, как это, никогда не слышал, как это. Не работал с микрофоном вживую. Плюс, когда мы писались изначально, никто из моих знакомых не знал про это. Даже когда мы выпустили альбом, никто не знал. Приехали с выступлением в Москву - тоже никто не знал. Потом уже, после первых клипов, мне начали писать знакомые: "Это реально ты? Ты серьезно? А когда ты начал?" Они ведь меня знают всю жизнь, а тут такой сюрприз.
А сколько лет вам было, когда первый раз вышли на сцену?
Брутто: 29. Мы одногодки с Весом. Из одной школы, из одного класса.
К ак начали общаться?
Брутто: Музыкальные интересы совпали. Понимаешь, я, например, когда рассказывал в классе про какой-то фильм, интересно это было только Весу. Потому что он тоже это смотрел. Пока учишься вместе, этот фильтр всегда срабатывает - понимаешь, с кем на какую тему можно поговорить. С кем-то только о траве, с кем-то - о кино. Да и вообще творческие темы у нас всегда совпадали.
Оба слушали не ту музыку, что играла по радио, а ту, которую нужно было самому искать. Вплоть до 11-го класса, если бы я что-то сказал про артхаусное кино, то меня понял бы только Анар. Остальные на "Титанике" и "Терминаторе" росли.
Не было ли такого, что после успеха стали вдруг появляться "старые друзья"?
Брутто: Ну если бы мы жили в Баку, то такие люди, наверное, появлялись бы. Но мы живем здесь, и я, например, вообще мало кого подпускаю к себе близко. Есть знакомые, с которыми мы можем увидеться по нужде. Но так, чтобы появились друзья, - нет.
Ну всех, кто в жизни появляется, друзьями не назовешь. Я просто вообще более открытый для общения человек. Люблю с кем-нибудь посидеть пообщаться, но именно друзей здесь не появлялось.
Брутто: А вот шакалы разные, конечно, были. Нам всегда звонят, ищут нас, говорят, давай стол накроем и все тому подобное. Даже какие-то известные личности ради своего инстаграма могут куда-то позвать. Я все это пресекаю. Это же все сразу видно, что человек хочет общаться не ради общения.
Вы не ведете твиттер, а инстаграм есть только у Веса. Как так?
Брутто: Это все к тому, есть ли цель постоянно напоминать о себе или нет. Есть ли цель быть массовыми? Если бы была такая цель, то мы бы все завели. Но наша главная цель - донести музыку, донести слова. Где это можно сделать? На данный момент - только "ВКонтакте". Поэтому мы начали с него и продолжаем все тоже там.
Я вот вижу, что рэперы пишут в твиттере, ну здорово. Им есть что сказать, и, наверное, они искренне верят, что слушателю важно их мнение. Мне, например, самому не хочется этим всем делиться, у меня есть мнение, но выставлять его мне не интересно. Главное, чтобы музыку слушали. Если ты внимательный слушатель, то ты можешь узнать нашу позицию о тех или иных вещах из наших треков.
Как ваши семьи отреагировали на то, что вы, оказывается, рэп пишете?
Брутто: Моей маме приятно, что я добился чего-то в жизни. Она может похвалить, может поругать, может взглядом показать, что ты неправильно что-то делаешь. Или там два дня со мной не общаться.
У меня ведь и до рэпа были достижения - в работе, в бизнесе. Мать понимает, в какой среде мы жили, понимает, что у нас была очень бедная семья. Она чувствовала, что в свое время ничего для нас не смогла урвать в силу своей скромности и воспитания. А наши соседи, например, смогли что-то левым путем прибрать. Мать просто всегда работала и думала, что жизнь будет такой же. В итоге Союз распался, и она поняла, что надо содержать семью.
Когда увидела, что я добиваюсь успехов, ей было очень приятно. Приятно, что есть чужие люди, которые слушают ее сына, которым нравится то, что ее сын говорит. А отношения к рэпу у нее просто не было. Какое вообще отношение к рэпу бывает у взрослых людей того времени? Они на слово "рэп" отвечают, что это Децл, йоу. Это сейчас Баста известен каждому, Тимати известен каждому, а тогда все иначе было.
Да у меня все примерно так же было. Все домашние нормально восприняли.
Стиль: Ира Кауфман, Инал Марзоев
Фотограф: Александр Кунда
Продюсер: Юлия Джитава
Благодарим Культурный Центр ЗИЛ за помощь в проведении съемки.
Магазины: SVMoscow, Leform, Trussardi Jeans, adidas, Reebok, Uniqlo, H&M.