Кто стоит за махинациями с тендерами на миллионы гривен в Одесском порту?
Тендерные закупки на государственных предприятиях в нашей стране всегда были сопряжены с коррупцией и махинациями. Даже введение системы Prozorro не смогло решить данную проблему, желающие обмануть государство научились обходить ее.
Яркий тому пример - тендер на закупку краски (Код ДК021:2015 44810000-1 "Краски"), объявленный ГП "Одесский морской торговый порт" в конце февраля этого года, на сумму 10 млн 900 тыс. грн. На первый взгляд все выглядит нормально, но если внимательно ознакомиться с техническими требованиями по торгам, то выясняется, что они составлены так, чтобы выиграть мог один конкретный участник - датская фирма Hempel.
Так, в технических требованиях тендерной документации имеются отсылки на конкретный вид товара марки Hempel, и при этом отсутствует фраза "или его эквивалент/аналог", что является прямым нарушением закона "О публичных закупках". Кроме того, в документации указаны качественные и физические характеристики, свойственные исключительно материалам датской марки. Более того, в технических требованиях торгов содержатся требования относительно цвета краски, которые привязаны непосредственно к кодам внутренних каталогов цветов компании Hempel. Это при том, что согласно закону, каждый цвет должен соответствовать международной системе классификации цветов RAL, которая действует с 1927 года, и которой пользуются без исключения все производители красок, в том числе морских и промышленных.
Также, в технической документации присутствует требование для участников торгов - проводить анализы на совместимость предлагаемой ими продукции с материалами производителя Hempel, что является дискриминацией других участников. И это далеко не полный перечь нарушений, которые можно встретить в документах. Стоит отметить, что их обнаружили не только мы, но и сами участники, которые оставили на странице торгов десятки требований о внесении изменений в тендерную документацию.
И, что примечательно - организаторы торгов вроде бы отреагировали. Тендер был заблокирован 10 марта после поступления жалобы, и требуемые поправки, якобы, были внесены в документы. Но как потом оказалось - не в полном объеме, и например, требования, касающиеся цвета краски, которые были привязаны непосредственно к кодам внутренних каталогов цветов компании Hempel, никуда не делись. Повторно процедура была заблокирована 16 марта, опять же из-за жалобы. Но с учетом того, какой был результат после первого блокирования, нет никакой гарантии, что, выждав некоторое время и, якобы, разобравшись с жалобой, тендерный комитет не оставит все так, как "нужно", чтобы победителем торгов оказалась именно компания Hempel.
Международный скандал Hempel
Все происходящее с этим тендером выглядит очень сомнительно еще и потому, что сотрудники компании Hempel в конце прошлого года стали участниками крупного коррупционного скандала в Германии. Работники немецкого подразделения фирмы были заподозрены в том, что они предлагали взятки владельцам и операторам судов в обмен на преференции.
Из-за коррупционного скандала четверо сотрудников немецкого Hempel были уволены, а председатель правления группы компаний Hempel Хенрик Андерсен тогда заявил: "Компания должна признать, что были выявлены несколько случаев, когда деятельность сотрудников компании не соответствовала требованиям немецкого законодательства".
Кроме того, датская компания наняла независимую юридическую фирму для проверки деятельности немецкого подразделения и не исключила новых увольнений по ее результатам.
Руководство порта в курсе?
Конечно, главный вопрос, который возникает в такой ситуации - кто стоит за такими махинациями. Понятно, что без ведома высшего руководства госпредприятия провернуть подобное было бы невозможно. При чем, как нам стало известно из источников, махинации с тендерами, связанные с компанией Hempel, длятся уже несколько лет.
Хочется надеяться, что и. о. руководителя порта Игорь Ткачук, который пришел на предприятие только полгода назад обратит внимание на происходящее и разберется в том, что творится с тендерными закупками на вверенном ему объекте.
Мы же со своей стороны, будем следить за развитием событий, и держать читателей в курсе.