Der Standard: Россияне погрязли в нищете
Экономический кризис в России закончился, во всяком случае, для олигархов. В 2016 году миллиардеры России смогли увеличить свое состояние на $34,5 миллиарда - до $192 миллиардов. Это произошло благодаря доходам на российском рынке акций, после того как цены на сырье опять выросли.
Среди 77 миллиардеров России самым богатым является Леонид Михельсон, мажоритарный акционер газового концерна «Новатек» и нефтяного гиганта «Сибур», с состоянием, согласно данным Blumberg aktuell, в $16,8 миллиарда.
Повысилось и количество миллионеров, и здесь заметен рост: в прошлом году их стало на 10% больше. Они имеют общее состояние в $930 миллиардов, то есть 62% того, что имеет весь народ. Для сравнения: во всем мире миллионеры имеют меньше одной трети общего капитала
У низших слоев населения картина доходов в России выглядит не такой розовой. Тем не менее, Росстат официально сообщил в январе о росте реальных доходов впервые с ноября 2014 года. Однако государственный банк ВЭБ признал в своем анализе, что рост в 8,1% является исключительно одноразовой выплатой пенсионерам в 5 тысяч рублей (примерно 80 евро). Из-за нехватки денег правительство отказалось произвести повышение пенсий для нейтрализации действия инфляции.
И другие статистические данные тоже свидетельствуют о неприятностях. Все большее количество людей в России становятся зависимыми от социальных выплат. В то время как, согласно данным Аналитического центра российского правительства, выплаты денежных окладов понизилась на 0,8% до 64,8% от совокупного дохода, доля обращений за социальными выплатами достигла рекордного уровня в 19,1%. В то же время коэффициент Джини, показывающий разницу в доходах, вырос почти на 40%.
Падающая доля окладов в доходах не имеет ничего общего с растущей безработицей. Она остается стабильной на низком уровне. «У нас нет проблем с безработицей, у нас проблемы с занятостью», - прокомментировал Евгений Гонтмахер из Российской академии наук эту тенденцию на международной экономической конференции на Алтае, в «сибирском Давосе».
Предприятия сэкономили на том, что вместо увольнений понизили оклады, объяснил его коллега Владимир Гимпельсон из Исследовательского центра рынка работы в Московской Высшей школе экономики. «Риск таким образом определяется самими работниками: хотят ли они увольняться или продолжать работать с минимальной оплатой».
В то время как правительство говорит об окончании кризиса, доля людей, которые описывают свое положение как «ухудшающееся», согласно последним опросам, увеличилась на 38%. В соответствии с этим люди продолжают сильно экономить, рост потребления, на который надеялись, в первые месяцы не наблюдался. Приобретения дорогостоящих товаров, таких, как автомобили, откладываются. Продажа автомобилей в России в феврале упала до 106,7 тысяч, это самый низкий показатель с 2010 года.