Новости и события » Общество » Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"

Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"

Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"

Чтобы создать комфортную жизнь людям с инвалидностью по зрению, государство поставляет незрячим за бюджетный счет реабилитационные средства - устройства для облегчения быта. Также предусмотрена возможность бесплатного отдыха незрячих и трудоустройства на учебно-производственных предприятиях при Украинском Обществе Слепых. На практике финансовая сторона системы работает следующим образом: частично необходимую реабилитацию оплачивает государство, частично - предприятия УТОС. Финансовый поток на перечисленные функции контролируется Центральным правлением общества слепых. В дополнение, денежная помощь предприятиям УТОС может предоставляться из Фонда социальной защиты инвалидов. И, несмотря на внешне отлаженную систему, незрячие жалуются на условия труда при УПП, неудовлетворительное состояние зданий для отдыха УТОС, недостаток реабилитационных средств и сложную процедуру их получения. В Минсоцполитики отмечают: информации относительно состояния зданий, на улучшение которых выделяются государственные средства, у них нет, поскольку их владельцем является общественная организация УТОС.

Наш инсайдер озвучивает одну из вероятных причин проблемы: "Спрашиваем у директоров, не буду называть фамилии, ты чего не берешь? У вас в фонде там 20 млн есть. Они ему говорят, что требуют 15% отката. То есть, если ему дали миллион, то он должен наличными вот такую сумму - 150 тыс. Ну, это же не шутки. И человек думает, брать или пусть будет как есть".

Средства реабилитации

Главная функция таких устройств - всеобъемлющая озвучка. Человек с инвалидностью по зрению с помощью реабилитационного средства может распознать предмет, его цвет, посчитать количество денег в кошельке, прочитать СМС-сообщение, узнать время, понять, когда посуда заполняется кипятком, чтобы не обжечься, прослушать книги и тому подобное. Большинство приборов покупается незрячими за свой счет. Заместитель министра соцполитики Наталья Федорович в письме к "Народной Прокуратуре" отмечает:

"... Лица с инвалидностью 1 группы по зрению обеспечиваются часами и аудиоплеерами... На основании заключения МСЭК обеспечиваются диктофонами лица с инвалидностью 1 группы по зрению из числа студентов и слушателей учебных заведений, лиц, работающих на должностях руководителей и их заместителей, а также юристов, журналистов, педагогов... Государственным бюджетом Украины в 2016 году предусмотрены расходы в сумме 1 047,2 млн грн, 22,2 млн из которых идут на средства для ориентирования, общения и обмена информацией, что составило 92,9% от потребности".

Руководитель офиса Уполномоченного Павел Ждан объясняет законодательную избирательность ограниченным финансированием. То есть на этапе распределения денег не хватает семи процентам тех, кто нуждается в помощи. Однако во время прохождения процесса получения реабилитационных средств инвалиды тоже сталкиваются со сложностями. Например, трости по госпрограмме не получили те, кто стоял в очереди в 2015 и 2016 годах. Менеджер частного предприятия "Диспомед" объясняет задержку недофинансированием. А вот тонометр и термометр, как отмечают в МСЭК, можно получить по индивидуальной программе. Мы пытались получить такой прибор с Александром Павловым, человеком с инвалидностью по зрению, и наткнулись на следующий ответ:

"... У нас не предусмотрено нашей инструкцией в программе. И я вам говорила, что вы идите в поликлинику в ВКК, пусть вам дают справку, и с этой справкой идите в собес, мы эти средства не выписываем... Больше, чем у нас имеется в положении в инструкции в перечне, мы выписать не можем... ".

Как отмечают в Минсоцполитики, никаким законом не установлен максимальный срок, в течение которого человека с нарушениями зрения должны обеспечить необходимым средством реабилитации. Поэтому инвалиды по зрению часто самостоятельно покупают нужные им устройства. Учитывая размер пенсии, без сторонней финансовой помощи не обойтись.

В ходе расследования к "Народной Прокуратуре" обратились незрячие с просьбой осветить проблему качества предоставляемых государством приборов, а именно плеера Медок, главной функцией которого для незрячих является всеобъемлющая озвучка.

"Недавно выдали так называемый Медок - я не знаю, для кого этот медок, для нас, они так думают, что для нас, это медок для них", - жалуется Богдан Кунти с первой группой инвалидности по зрению.

"Почему не нужен фонарик, потому что, например, в транспорте - приемник прижали, кнопочка включилась, а поскольку я не вижу, он будет постоянно включенным находиться", - говорит Сюсанна Саносян, у которой первая группа инвалидности по зрению.

"Если еще палки будут такого плана, как медок вот этот, то я не знаю, с чем мы пойдем", - подытоживает Людмила Шестопал с первой группой инвалидности по зрению.

По словам незрячих, из-за несовершенства прибора люди должны покупать плееры за свой счет.

"Поскольку мы покупали оптом, то мне он обошелся в 200 грн, а так, в прошлом году, он стоил 250-270 грн", - говорит Сюсанна Саносян.

В 2016 году протокольным решением Экспертной комиссии Минсоцполитики от 26.02.16 № 3 ООО "Мир пожилого человека и реабилитации" осуществляет поставки, ремонт и техническое обслуживание аудиоплееров, электронных и механических часов Медок. По состоянию на начало 2017 года выделено 2 473 аудиоплеера, планируется раздать 5 000 устройств. Цена закупки государством - 793,46 грн за единицу. Это более чем на 500 грн дороже приборы, которые покупают незрячие за свой счет. Если учитывать количество поставляемого товара, разница в цене превышает 2 млн. В Минсоцполитики отмечают, что утвержденная предельная цена устройства составляет 913 грн, то есть государство экономит около 200 грн на единицы, а остальное идет на дополнительное обеспечение приборами инвалидов по зрению. По информации офиса Уполномоченного, заниматься поставкой плееров вызвалась единственная компания "Мир пожилого человека и реабилитации", которая заключает договор с Фондом социальной защиты инвалидов об обеспечении техническими и другими средствами реабилитации. Ее директор - Давиденко Алексей Владимирович, экс-депутат Киевского городского совета от "Удара" Виталия Кличко.

Давыденко утверждает, что чистая прибыль "Мир пожилого человека и реабилитации" - 10%, а плеер отвечает всем определенным техническим характеристикам и согласован с УТОС. Со стороны Общества Слепых протокол подписан Александром Осадчим.

"Сначала плеер стоил в районе 12 долларов, то первый образец, который был неподходящий. Мы это увидели, он подорожал за счет того, что мы сделали аккумуляторную батарею лучше, наушники, сделали зарядное устройство - это все увеличивает стоимость. Плюс мы завезли официально, мы заплатили налоги", - отметил Алексей Давыденко.

Базы отдыха УТОС

В Украине существуют до 20 баз отдыха при Обществе Слепых. Одна из них - Боярский дом отдыха, который пока работает только в летний период, находится, по словам незрячих, в неудовлетворительном состоянии и не отапливается.

"Когда я зашел в первый корпус, разбитый, я увидел, что там внутри снята вся система отопления, срезаны трубы, батареи сняты, канализационные трубы тоже срезаны. Срезаны водопроводные трубы. Даже срезали металлические перила трех этажей, разбитые стены, на полу лежит куча кирпичей разбитых, мелкие кирпичи, плитка побитая лежит, ужасное состояние здания", - говорит Вячеслав Цаплин - председатель общественного комитета по вопросам защиты и восстановления Боярского дома отдыха.

Более 100 активистов во главе с Вячеславом Цаплиным создали общественный комитет и годами воюют с руководством УТОСа.

"Они говорят, что денег нет, мы считаем, что деньги есть, только надо их тратить эффективно, а не разворовывать. Мы считаем, что они разворовывают деньги", - утверждает Цаплин.

С 2001 года УТОСу ежегодно предоставляется государственная поддержка, отмечают в Минсоцполитики. В частности, в 2008 году Минсоцполитики выделило 1 332 680 грн на капитальный ремонт Боярки, в 2016 году - 1 992 000 грн. Также мы получили документы, которые показывают, что в 2014 году в Боярку поступило 1 889 654 грн, а в 2015 году - почти 2 млн бюджетных средств. Таким образом, за последние три года на Боярку выделили более 5 млн грн.

Директор Боярского дома отдыха Татьяна Матош отказала нам в просьбе отснять Боярский дом отдыха. Как отмечает Татьяна Леонидовна, после увольнения бывшего директора баланс дома был нулевым. Относительно отчетности за ремонт - кивает вместе с заместителем председателя УТОС Михаилом Новосецким на Александра Осадчего, мол, это его отчетный период работы.

Осадчий уверяет, что деньги, полученные домом отдыха, были потрачены по назначению. Однако отчетность может показать только бухгалтер, однако она находится не в его подчинении, а председателя УТОС Владислава Бильчича, который, к сожалению, отказал нам во встрече.

"Я не располагаю временем, прошу извинить. Есть заместитель, который занимается этими вопросами. Я вам еще раз говорю, к нему, пожалуйста, он курирует Боярский дом отдыха, социальную сферу. Все эти вопросы возложены на него. Мы даем право всем заместителям самостоятельно работать", - говорит он.

Учебно-производственные предприятия УТОС

Учебно-производственные предприятия УТОС (УВП) - место работы незрячих. Зарплата, как отмечают незрячие, оставляет желать лучшего, поэтому люди с инвалидностью туда приходят, скорее, ради общения, а не средств. Те, кто стремятся заработать, вынуждены конкурировать со зрячими. По результатам нашего исследования, устроиться на посильную работу незрячему крайне сложно, поскольку и к собеседованию такого человека допускают неохотно. Столичная служба занятости в прошлом году нашла работу 327 людям с инвалидностью, а в январе этого года на учете только три человека с первой группой инвалидности. Потому работа на УПП для кого-то - единственный вариант трудоустройства. Мы посетили одно из предприятий - УПП 1, штат которого уменьшается ежегодно. Состояние дома чем-то напоминает Боярский дом отдыха: грибка на потолке - полно, отопления нет, крыша протекает. Предприятие находится на хозрасчетном существовании. Как объясняет директор УПП 1, сколько сам заработал - столько тратишь. Один из способов заработка - сдавать собственные помещения в аренду. Для этого на УПП 1 выделена почти половина территории. Информацией о контрагентах директор сначала делиться не захотел.

"Будем считать, что это не то, чтобы коммерческая тайна, но мы этой информацией не делимся, если бы это наши внутренние вопросы. Они общественность не должны особенно волновать", - заявил он.

Геннадий озвучил лишь диапазон цен, по которому осуществляется оплата предприятию: от 15-20 грн за складские помещения до 66-80 грн - за офисные. Арендаторы же озвучивают нам совсем другие цифры: от 100 грн за квадрат. Мы позвонили директору УПП 1 вместе с Михаилом Новосецким, перед которым отчитывается Геннадий, чтобы расставить точки над "и".

"... Если у него где-то 50 арендаторов. Ну сказал 50, а там до 60. А вот это только зашли три новых, он наверняка взял с них по 100 или по 120. Он думал, что вы не узнаете, и решил вот так вот сказать", - считает заместитель председателя УТОС Михаил Новосецкий.

После разговора с Новосецким мы таки посмотрели документы контрагентов.

Отчетность 2017 года: 120 грн за квадратный метр.

Отчетность до 2017 года: диапазон цен колеблется от 60 до 70 грн за квадратный метр.

Несоответствие в документах и словах арендаторов директор УПП 1 пояснил, ссылаясь на человеческую психологию: "Если они вам озвучили цену, то это, наверное, с учетом того, что мы их уже предупредили о том, что цена на этот год будет уже выше. Если они называли, то они уже как бы психологически живут по той цене, но в кассу они вносили за февраль еще так, а за март уже будут вносить по-новому".

Добавим, что во время интервью Михаил Новосецкий отметил, что у руководства УТОС возник вопрос к бывшему директору УПП 1:

"... На наш взгляд, на взгляд комиссии, извините, когда она проверяла, значит, мы проверили, что он там сдает в аренду, и нам показалось, что где-то по дешевке кому-то он сдавал в аренду, где-то неконтролируемые были те или иные процессы в производстве...".

Юрист Сергей Кириченко, который на сегодняшний день принимает участие в конкурсе на должность директора УВП 3, комментирует ситуацию следующим образом: "... В данном случае можно смело говорить о том, что есть все-таки в УТОСе элитная группа, которая использует все свои возможности для собственного обогащения...".

Анастасия Левченко, журналист программы "Народная Прокуратура"

Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.

Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"

Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"

Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"

Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"

Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"

Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"

Как чиновники наживаются на реабилитации незрячих. Расследование "Народной Прокуратуры"


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх