Новости и события » Культура » Трагическая героиня из Мариуполя

Трагическая героиня из Мариуполя

Трагическая героиня из Мариуполя

Среди книг, которые авторитетное жюри включило в шорт-лист Лейпцигской ярмарки 2017 года, есть книга Наташи Водин "Она родом из Мариуполя". Очень необычная книга.

Жанр книги "Она родом из Мариуполя" определить нелегко. Короткие аннотации и немецкая "Википедия" называют ее романом. Организаторы Лейпцигской книжной ярмарки говорят о "биографии с элементами художественного вымысла". Можно было бы добавить: а также с элементами исторического расследования и исторического очерка.

Из кромешной тьмы

Наташа Водин вообще немного знала о своей матери. Та редко рассказывала о детстве и никогда - о жизни в "третьем рейхе". Из Мариуполя она привезла старую иконку и три черно-белых фотографии. На двух была снята сама, на третьей - "дедушка с двумя знакомыми", как было написано на обороте рукой ее матери. И никаких имен.

Занимаясь литературными переводами с русского языка, Наташа не раз бывала в Советском Союзе в 1970-1980-е годы, но, судя по тому, что рассказывает в своей книге, не делала никаких попыток узнать о прошлом матери - а значит, и о своем собственном. Лишь совсем недавно Наташа Водин, уже профессиональный прозаик, решила все-таки это сделать. Результатом и стала книга "Она родом из Мариуполя", центральной фигурой которой является ее мать.

Евгения Иващенко принадлежала к поколению, которое прожило очень тяжелую жизнь. Ее биография - биография эпохи: гражданская война, голодомор, сталинский террор, война, оккупация, чужбина... "Моя бедная, маленькая, сошедшая с ума мать, пришедшая из кромешной тьмы кровавого ХХ столетия", - пишет о ней Наташа Водин.

Глубокий пессимизм

Невозможно пересказывать историю поисков. Одна находка влекла за собой другую, найденные родные давали адреса - или, по крайней мере, называли имена - других родственников, приходили фотографии, старые пластинки, распутывался клубок, нити которого уходили в прошлый, позапрошлый века... Выяснилось, чей дедушка - ее собственный или ее матери - был снят на снимке, хранившимся у Наташи Водин, и кто были две "знакомые" на этом снимке. Оказалось, что смутно сохранившиеся в памяти детские грезы об итальянских родственниках - вовсе не грезы, а реальность. В общем, все это очень увлекательно.

И очень страшно. В "кромешной тьме" прошлого высвечивались разные лица, разные судьбы. Это не только разоренные дома, разделенные семьи, лагеря и ссылки сталинского времени, гибель на войне. Это и личные трагедии. Кто-то покончил жизнь самоубийством, кто-то убил свою мать и несколько лет провел в психиатрической лечебнице... Вся книга "Она родом из Мариуполя" проникнута глубоким пессимизмом. Дело не только и, думается, не столько в сломанной жизни центральной фигуры повествования - Евгении Иващенко - и многих ее родных, оставшихся в Советском Союзе, сколько в настрое автора. С чувством радости очень редко встречаешься на этих страницах. Книга в целом тяжелая, мрачная.

Вот, например, эпизод с вселением в новую квартиру в начале 1950-х годов. После лагеря для "перемещенных лиц", в котором, в конце концов, оказалась Наташа с родителями, не пожелавшими вернуться после войны в СССР (где их, как и очень многих "остарбайтеров", ждали уже советские лагеря), после ужасающих условий, в которых они жили, отдельная двухкомнатная квартира на окраине Нюрнберга с ванной, горячей водой, кухней и другими удобствами должна была бы показаться раем. Но нет. Ничего хорошего автор об этой квартире не говорит. Наоборот.

Но можно ли осуждать автора за это? Считать недостатком книги? Вряд ли. Детский опыт Наташи Водин - исключительно отрицательный. Она была изгоем, над ней издевались дети в немецкой школе, для всех она - "русская" - была чужой, более того - врагом. Защитой, утешением мог бы стать дом, но отец пил, избивал все больше впадавшую в безумие мать, которая, в конце концов, вообще перестала заниматься домом и детьми.

Самоубийство матери фактически завершает повествование, но и дальнейшая судьба Наташи Водин не дает оснований для оптимизма. После смерти матери она попала в приют для сирот, стала беспризорницей, жила на улице... Лишь в начале 1970-х годов занялась языками, работала переводчицей, в восьмидесятые начали выходить ее первые романы... Их главная тема - неприкаянность, главные герои - аутсайдеры, люди, которые чувствуют себя чужими, лишними, изгоями. В этом смысле книга "Она родом из Мариуполя" - не исключение.

Трагическая героиня из Мариуполя

Трагическая героиня из Мариуполя

Трагическая героиня из Мариуполя


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх