Чума на свиные головы, или Сала не будет!
Беды, тяготы и лишения никак не хотят оставить в покое Украину. Помимо прочих несчастий, с начала года в стране разгорается эпизоотия - африканская чума свиней (АЧС), расширяющая свою географию. Главному национальному продукту и символу под названием САЛО угрожает если не полное исчезновение, то дефицит и сопровождающие его спекулятивные цены как минимум.
Санитарно-ветеринарные службы Украины с начала года зафиксировали уже более полусотни случаев массового заболевания животных. Казалось бы, на фоне 91 прошлогодней вспышки АЧС, нынешние потери - просто мелкие неприятности. Однако, если учесть, что прошлогодняя зараза коснулась исключительно домашнего свиноводства, а текущая вырвалась за пределы домашних хозяйств и уже начала косить свиней на агропромышленных предприятиях, а также кабанов в дикой природе, зарегистрированные полсотни очагов - это всего лишь начало куда более масштабного свиномора.
Госпотребслужба страны вынуждена признать, что динамика распространения африканской чумы свиней на Украине угрожающая.
АЧС не поддается лечению и вакцинации среди животных. Поставить заслон распространению болезни можно лишь при строгом выполнении ветеринарно-санитарных норм. Однако свиноводы, в погоне за дешевизной продукции, часто скармливают скоту непроверенные корма, нарушают правила утилизации биологических отходов.
Прорехи в законодательстве также открывают дорогу заразе. Размеры штрафных санкций за нарушение ветеринарно-санитарных правил мизерны, что не стимулирует отрасль к их выполнению. Помимо прочего, у ветеринарного и продовольственного надзора нет соответствующих полномочий проверять сопроводительную документацию на перевозку животных. Меры воздействия контролирующих органов на производителей свинины носят преимущественно рекомендательный характер.
По данным Госпродпотребслужбы, с 2012 года, когда АЧС впервые появилась на территории Незалежной, было зарегистрировано свыше двухсот случаев высококонтагиозной (т. е. имеющую высокую степень заражения) вирусной инфекции свиней в 23 областях. Для человека АЧС опасности не представляет, но наносит серьезный урон сельскому хозяйству.
При выявлении очага инфекции свиной чумы больное поголовье свиней подлежит забою бескровным методом, а также ликвидируются все животные в радиусе 20 километров от очага.
Больные и контактировавшие с больными животные подлежат убою с последующим сжиганием трупов. Прямые и косвенные потери от африканской чумы свиней за пять лет оцениваются в 200 миллионов гривен. Если существующая тенденция к распространению АЧС сохранится, эти убытки могут возрасти до пяти миллиардов гривен, а поголовье свиней на Украине сократится на 1,5 миллиона голов.
Более других областей Украины АЧС затронула Херсонщину. Дела обстоят настолько плохо, что при Херсонской ОГА пришлось создавать Государственную чрезвычайную эпизоотическую комиссию для принятия и выполнения комплекса санитарных мероприятий в неблагополучных районах области.
Складывается довольно интересная ситуация. С мест рапортуют, что с мясных прилавков на рынках Херсонщины практически исчезло домашнее сало, а то, что продается, подорожало на треть с начала марта. Продавцы объясняют: сало более не завозят поставщики из домашних хозяйств, хотя на обычную свинину нет дефицита. Рост цен и отсутствие сала связывают с карантином, введенным в области с началом АЧС. Но неделю назад власти карантин сняли, установив вместо него запрет на продажу любой домашней свинины.
Если раньше селяне регистрировали свиней и получали справку от ветврача перед забоем, то после вспышки африканской чумы весь ритуал надо проходить после рождения поголовья.
Селяне возмущаются, требуют отмены новых правил, но из ветнадзора им отвечают, что все эти правила были и раньше, но пока не появилась свиная зараза, их соблюдали не очень строго. Граждан просят не волноваться: свинина будет, и цены не вырастут, поскольку нехватку возместят поставки мяса из крупных фермерских хозяйств.
Таким образом: АЧС бушует, вырывается из домашних хозяйств в дикую природу и потихоньку подбирается к крупным животноводческим комплексам. Херсонские власти, не победив эпизоотию, то вводят карантин, то его снимают, создают комиссии, которые ставят бумажный заслон из справок на пути зараженного мяса к прилавку.
В других областях Украины вспышки африканской чумы гасились в течение месяца только благодаря жестким карантинным мероприятиям. Но вспышки африканской чумы, выявленные с начала года на Херсонщине, уже переросли в эпизоотию, охватившую шесть районов области, которая и не думает прекращаться.
Мелкие фермерские хозяйства и рыночная торговля терпят убытки и не собираются мириться с наплевательским отношением к ним со стороны ОГА во главе с местным губернатором Гордеевым.
20 марта группа активистов перекрыла автомобильное движение на одной из оживленных улиц Херсона и угрожала в случае игнорирования их требований перекрыть Антоновский мост через Днепр.
21 марта собравшиеся у Херсонской ОГА требовали личного отчета у Гордеева, но большой начальник не снизошел до каких-то селян и торговцев мясом. У губера Гордеева есть куда более важные народно-хозяйственные задачи: посещать учения ВСУ, произносить пламенные патриотические речи и готовиться к отражению «российской агрессии».
Пока Гордеев измеряет рулеткой глубину окопов на границе с Крымом и снимает пробы котлового питания, Херсонщина попала в международный «черный список» поставщиков зараженной сельхозпродукции. Белоруссия, ставшая за последние три года главным потребителем украинской свинины и мясопродуктов, ввела ограничения из-за АЧС на поставки всего свиного, включая кошачий и собачий корма, из Херсонской области.
Статистика гласит, что объемы экспорта свинины из Украины в 2016 году составили жалкие 3,2 тысячи тонн на $5,1 миллиона. Это в 8,5 раз меньше объемов поставок и в 10,7 раз меньше выручки домайданного 2013 года.
Но не АЧС единой болеет украинское животноводство. С ноября 2016 года на Украине, и в Херсонской области в частности, зарегистрированы вспышки птичьего гриппа. Накрылся медным тазом заветный экспорт птичьего мяса в ЕС, а Гонконг вдобавок отказался и от ввоза украинских столовых яиц.
Такое ощущение, что херсонские и киевские власти совершенно не колышат пополнение бюджета, продовольственная безопасность страны, не говоря уже о сохранении лица «сельскохозяйственной сверхдержавы». Контролирующие организации, общественники и активисты сорвали голоса, привлекая внимание властей всех уровней к нарушениям санитарных норм и правил животноводства Херсонской области, но масштабы бедствия говорят сами за себя - майданные временщики мыслить по-государственному не обучены.
Украинская свиная эпизоотия угрожает не только местному животноводству, но и встающему на ноги сельскому хозяйству Крыма. Сало - не оружие. Каждый чемодан или котомку гостя из-за Перекопа не обыщешь. В республике уже были зафиксированы единичные случаи вспышки АЧС, вовремя выявленные и закрытые санитарными и полицейскими кордонами. Но кто поручится, что их не будет и дальше?
Единственное светлое пятно, наблюдаемое в этом свинячьем катаклизме - у ВСУ будет меньше пайкового сала в трехлитровых банках - этого доступного, вкусного и калорийного харча. И вряд ли Порошенко с Полтораком потратятся на покупку польского сала и свинины для своего «пушечного мяса» - скорее, они им скормят чумную свинину, чтобы добру не пропадать.