Новости и события » Общество » Дело Назарова: От приказа до приговора

Дело Назарова: От приказа до приговора

Дело Назарова: От приказа до приговора

Павлоградский горрайонный суд 27 марта огласил приговор генерал-майору Виктору Назарову, обвиняемому в служебной халатности, повлекшей крушение Ил-76 в аэропорту Луганска. С моментf трагедии прошло почти 3 года.

Вечером 13 июня 2014 года в луганский аэропорт для доставки личного состава, боеприпасов и бронетехники были направлены три самолета Ил-76 из состава 25-й транспортной авиабригады. Первый совершил успешную посадку, а второй был сбит боевиками из ПЗРК "Игла", в результате чего погибли 40 военных и 9 членов экипажа. Третий, узнав о катастрофе, затребовал отмены посадки и повернул назад.

На следующий день, 15 июня, лидер луганских террористов, глава так называемой "ЛНР" Валерий Болотов, подтвердил, что украинский самолет сбили люди из его незаконного вооруженного формирования. Прокуратура Украины открыла уголовное производство по статье "Террористический акт".

Советник заместителя министра обороны Украины Василий Будик так рассказывает о передаче тел погибших десантников:

"Это, наверное, была самая сложная наша миссия... Нам была поставлена задача провести эвакуацию погибших ребят из луганского аэропорта и обеспечить взлет борта, чтобы он смог приземлиться. Увы, многие детали запрещено публиковать и сегодня. Могу сказать, что задача была выполнена, и наши ребята были переданы на мосту Карловки для погребения. Также могу добавить, что противник отдал честь подвигу десантников".

Спустя 5 месяцев после трагедии, 18 ноября, Генпрокуратура выдвинула обвинение в служебной халатности первому заместителю руководителя Антитеррористической операции и заместителю начальника Генерального штаба, генерал-майору Виктору Назарову. В ходе досудебного расследования ГПУ установила, что генерал Назаров, который фактически руководил на тот момент штабом АТО, не учел оперативную обстановку в районе аэропорта, не принял во внимание данные разведки и доклады командиров частей и отдал приказ осуществить переброску подразделения на самолете.

В материалах дела сказано, что самолет ИЛ-76, на котором летели десантники, был полностью исправен. Следователи говорят, что офицеры в тот день не раз предупреждали: у боевиков есть ПЗРК. Но он предупреждения проигнорировал и отправил туда самолет.

Военный прокурор Анатолий Матиос признавался, что в ходе следствия подозреваемыми совершались попытки повлиять на правоохранительные органы; журналисты также писали о том, что к материалам дела не прикреплен целый ряд улик.

25 ноября Печерский районный суд Киева, арестовав Назарова, выпустил его под залог в 365 тыс. грн. Генеральная прокуратура Украины передала обвинительный акт в Изюмский горрайонный суд Харьковской области, так как именно около этого города в 2014 году находился штаб АТО. Однако позже по ходатайству прокуратуры Высший специализированный суд перенес слушания в г. Павлоград Днепропетровской области. Сторона обвинения, адвокаты, родители погибших десантников и экипажа настаивали на проведении суда в Днепре, а сторона защиты возражала.

17 декабря 2015 г. начался судебный процесс, а рассмотрение дела по сути стартовало 23 декабря.

Сам Назаров не признал своей вины в крушении и заявил, что обвинить можно любого генерала, принимавшего участие в Антитеррористической операции. "Я уверен, что ни в чем не виноват. Показания пострадавших - не доказательства по делу, а свидетелей - нет", - заявил он.

По делу проходило 68 потерпевших, порядка 40 из них подали иски о возмещении морального ущерба.

"Каждый иск по 500 тыс. грн. Это иски к Минобороны, СБУ, Госказначейству и генералу Назарову",- сказал адвокат потерпевших Виталий Погосян. Также он подтвердил, что Военная прокуратура подала иск о возмещении генерал-майором нанесенного ущерба в размере 28 млн грн.

Документы по допросу Муженко: правда или манипуляция?

В январе 2016 г. в сеть попали якобы выдержки из допроса главы Генерального штаба ВСУ Виктора Муженко относительно крушения Ил-76. В них было сказано, что глава Генштаба три раза в сутки получает сводки об оперативной ситуации в зоне проведения АТО от оперативного штаба при СБУ. После ознакомления Муженко со сводками далее они передаются соответствующим подразделениям для анализа и формирования предложений для принятия решений. Муженко заявил, что в 90% случаев информация, которая содержится в этих сводках, не отвечает действительности, является пустой информацией и дезинформацией.

Относительно справок, в которых речь шла о намерении боевиков выдвинуться в сторону аэропорта, чтобы сбивать все самолеты на посадке и на взлете, Муженко сказал, что не помнит, ознакомился ли с содержанием этих сводок. Также он сказал, что эта информация не заслуживала внимания. На вопрос, какие действия должен был совершить Назаров после того, как узнал о намерениях боевиков с ПЗРК, Муженко ответил, что никакого четкого алгоритма на этот случай у военных нет.

В Генштабе назвали опубликованные документы "сознательной манипуляцией с целью давления на суд и подрыва авторитета военного руководства ВСУ". Сообщается, что документ скомпонован из нескольких частей разных материалов следствия и уголовного дела, поэтому информация была искажена. Также в военном ведомстве подтвердили, что единственным сообщением с луганским аэропортом на июнь 2014 г. было авиационное. Только так украинские военные могли вывозить раненых, доставлять бойцам еду и боеприпасы. Отмечается, что перед тем как террористами был сбит Ил-76, в аэропорту состоялось 19 успешных приземлений самолетов.

Как проходил суд

Согласно заключению комплексной военно-тактической криминалистической экспертизы, которую провели 13 специалистов в течение 1518 часов, принять меры по преодолению ПВО террористов и обеспечить безопасность перелета в Луганск обязан был генерал-майор Виктор Назаров. Сейчас он продолжает работу в Генштабе, поскольку для его отстранения нет оснований. Фигурант дела от следствия не скрывается, а параллельно с судами ездит в командировки в зону АТО.

Суд 11 мая 2016 г. перешел к допросу свидетелей от стороны обвинения.

Старший консультант штаба АТЦ, сотрудник СБУ Наталья Вареня рассказала, что информация о боевиках с ПЗРК была получена ею после 12:00 13 июня 2014 г. и внесена в две аналитические справки, которые были направлены в Штаб оперативного управления АТО. Заместитель руководителя АТЦ при АТО Андрей Кравченко рассказал, что подобные справки ежедневно передавались руководителю АТО, генерал-лейтенанту Виктору Муженко, а при его отсутствии - генерал-майору Виктору Назарову.

13 июня он передал справку Назарову, и с той минуты дальнейшая судьба документа ему неизвестна. Сам Назаров наотрез отказался от того, что получал вышеупомянутый документ. Сторона защиты настаивает на том, что сотрудники СБУ не имели должностных инструкций, регулирующих их деятельность. Что касается справки, Назаров не объяснил, как он не заметил отсутствия документа, который каждый вечер регулярно появлялся у него или у Муженко на столе, и в вопросах к свидетелю называл его не иначе, как "документ, который вы якобы мне передавали".

Кравченко также в своих показаниях обратил внимание на разницу в работе с аналитической справкой Муженко и Назарова. По его словам, генерал-лейтенант тщательно перечитывал предоставленные ему данные и делал пометки относительно дальнейших распорядителей информации, а генерал-майор, не читая, складывал на столе.

На последнем на данный момент судебном заседании, которое состоялось 10 июня, с помощью видеосвязи дал свои показания Анатолий Пушняков, экс-командующий Сухопутных войск ВСУ.

По его словам, утром 13 июня 2014 года, накануне трагедии с самолетом, он получил распоряжение о подготовке парашютно-десантной роты 25-й бригады. В нем говорилось, что до 17:00 рота должна быть сосредоточена в аэропорту Днепра.

На вопрос судьи о том, кто должен заниматься безопасностью доставки бойцов, Пушняков ответил, что он отвечал за безопасность в аэропорту Днепра, а далее порядок перемещения роты определяло руководство АТО.

На вопрос стороны обвинения об осведомленности об обстановке в луганском аэропорту в период 11-14 июня 2014 г. свидетель ответил, что в те дни аэродром находился в окружении сепаратистов, и украинская сторона не могла обеспечивать свои подразделения боеприпасами и продовольствием наземным путем.

Вердикт

27 марта 2017 года Павлоградский горрайонный суд огласил приговор Назарову: 7 лет лишения свободы. Суд постановил, что генерал достоверно знал, что аэродром Луганска находится под обстрелами и вооружением, способными ликвидировать самолеты.

"Никаких действий, направленных на защиту самолетов от поражения вблизи аэродрома в Луганске, Виктор Назаров не организовал. Совершено тяжкое преступление с косвенным умыслом", - зачитала судья.

Суд не посчитал нужным лишать Назарова воинского звания. На Министерство обороны должна быть возложена обязанность возмещения морального вреда родственникам погибших. Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.

Дело Назарова: От приказа до приговора

Дело Назарова: От приказа до приговора

Дело Назарова: От приказа до приговора

Дело Назарова: От приказа до приговора


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх