Немецкий бизнес и Brexit: будет хуже, но не всем
Для деловых кругов Германии начавшийся выход Великобритании из ЕС обернется ограничением доступа к очень важному экспортному и инвестиционному рынку. Но найдутся и выигравшие.
Отношение к Brexit в деловых и экспертных кругах Германии - сугубо отрицательное. Найти тех, кто считал бы, что немецкая экономика и немцы выиграют от выхода Великобритании из ЕС, крайне трудно. Даже те, кто лоббируют интересы Франкфурта-на-Майне, рассчитывающего на приток инвестиций и тысяч рабочих мест в ходе ожидаемого демонтажа Лондона как финансовой столицы Европы, неизменно подчеркивают: их город может оказаться в выигрыше, но для страны в целом эффект будет негативный. И далеко не только из-за того, что вскоре отпадет важный плательщик взносов в бюджет ЕС.
Под угрозой - оптимальные условия для торговли
Главная причина пессимизма предпринимателей: из-за Brexit немецкие компании потеряют свободный доступ к весьма важному для них экспортному и инвестиционному рынку. До сих пор членство Великобритании в Евросоюзе гарантировало беспошлинную торговлю и правовую защищенность капиталовложений по стандартам ЕС. Впредь этих оптимальных условий для ведения бизнеса не будет. И хотя британский рынок до марта 2019 года формально останется частью единого европейского рынка, неуверенность относительно среднесрочных перспектив уже ведет к снижению деловой активности.
"Brexit нанесет бизнесу немецких предприятий в Соединенном Королевстве существенный ущерб", - предупредил 28 марта со страниц газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung Эрик Швайцер (Eric Schweitzer), президент Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK). Опросив 1300 немецких компаний, работающих на британском рынке, оно выяснило: 40 процентов из них ожидают ухудшения дел уже в ближайшие месяцы, а 9 процентов готовятся начать выводить инвестиции из Великобритании - главным образом обратно в Германию, но и в другие страны, входящие и не входящие в ЕС.
Собственно, у экспортеров дела уже ухудшились. По данным Института немецкой экономики (IW) в Кельне, обнародованным 28 марта, во второй половине прошлого года (т. е. в течение шести месяцев после состоявшегося 23 июня 2016 года референдума о Brexit) немецкий экспорт в Великобританию сократился на 7,2 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, причем в 4-м квартале падение ускорилось и достигло 9,3 процента.
Пока наибольший ущерб нанес ослабевший фунт
При этом наибольшие потери понесли за полугодие немецкие поставщики фармацевтических товаров (минус 19%), автомобилей и комплектующих к ним (минус 14%), а также химической продукции (минус 11%). Правда, произошло это главным образом из-за последовавшей сразу за референдумом девальвации британского фунта более чем на 10 процентов, что привело к снижению покупательной способности британцев и удорожанию немецких товаров.
Если не будет дальнейшей девальвации фунта, то можно считать, что "первая волна краткосрочных последствий Brexit для Германии уже позади", утверждают эксперты IW. Они полагают, что немецкий экспорт в Великобританию во второй половине 2017 года может начать вновь расти. Но вот что будет после марта 2019 года, абсолютно непонятно. Ведь пока никто не знает, на каких условиях британцы выйдут из ЕС.
Если Брюсселю и Лондону в столь сжатые сроки удастся договориться о зоне свободной торговли (в чем эксперты сильно сомневаются), больших проблем быть не должно. Если же придется вводить импортные пошлины, то европейско-британские товаропотоки серьезно сократятся - в ущерб обеим сторонам.
BMW - яркий пример неоднозначности ситуации
Для экспортно ориентированной немецкой экономики Великобритания оказалась в 2016 году третьим по значению рынком сбыта после США и Франции (несмотря на сокращение поставок во втором полугодии). Немцы, согласно Федеральному статистическому ведомству ФРГ (Destatis), продали британцам товаров на 86 миллиардов евро. При этом весь экспорт Германии превысил 1,2 триллиона евро, так что на британский рынок пришлось порядка 7 процентов.
Те же 7 процентов составляет доля Великобритании и в суммарном экспорте 27 стран ЕС. А у британцев 44 процента их экспортных поставок идут в Евросоюз. Понятно, что при столь высокой степени зависимости от европейцев от введения пошлин куда больше пострадает именно британский бизнес. В то же время экспортерам на острове уже помогла и впредь будет помогать девальвация фунта. Так что четко определить проигравших и выигравших от Brexit будет нелегко. Немецкий концерн BMW, к примеру, проиграет, если продажи его сделанных в Германии автомобилей упадут в Великобритании из-за слабого фунта и британских импортных пошлин.
Но у этого автостроителя имеются и четыре завода в Англии, они заняты производством автомобилей марок Mini и Rolls-Royce и порядка 80 процентов этих машин отправляют на экспорт. Слабый фунт будет стимулировать поставки за рубеж, возможные импортные пошлины ЕС будут их подрывать.
"Великобритания - это недооцененная опасность"
Выиграет BMW в конечном итоге или проиграет? Ситуация абсолютно непредсказуемая, и это сейчас - ключевая проблема для экспортеров и тем более инвесторов. По данным международной консалтинговой компании Deloitte, из 30 крупнейших акционерных обществ Германии, входящих в главный немецкий биржевой индекс DAX, 28 имеют как минимум одну дочернюю фирму в Великобритании.
Наряду с BMW это и энергетическая компания RWE, которой британские электростанции обеспечивают более 20 процентов годового оборота, и логистический концерн Deutsche Post, и производитель цемента HeidelbergCement, и химический гигант BASF. Какие-то немецкие инвесторы от Brexit, возможно, и выиграют. Но уже одно то, что он потребует повального переоформления всевозможных юридических документов, повлечет за собой немалые административные издержки.
А если Brexit, как полагают некоторые, вызовет спад в экономике Великобритании? Тогда многим работающим на британском рынке немецким фирмам грозят серьезные убытки, предупреждает Deloitte в специальном исследовании. Насколько серьезные?
"Риски, порождаемые выходом из ЕС, не имеют аналогов в истории. В такой ситуации оценить возможные последствия очень трудно", - признался главный экономист немецкого отделения Deloitte Александр Берш (Alexander B?rsch) на страницах газеты Handelsblatt. Еще в начале марта это экономическое издание предупредило свою бизнес-аудиторию: "Великобритания - это недооцененная опасность".
BMW Rolls-Royce Германия Франция