Конфликт между Украиной и РФ: навредить соседу любой ценой
В середине марта два бывших политических противника в Германии по-настоящему сблизились. Член Социал-демократической партии Германии Маттиас Платцек и бывший глава Христианско-социального союза Эдмунд Штойбер призвали на ежегодной конференции Германо-российского форума к постепенной отмене санкций против России. Но санкции легко отменить только на словах. На деле же есть причины, почему это столь сложно сделать.
Препятствия находятся не в ЕС или в Вашингтоне - они заключены в самих участниках украинского конфликта. Посредники из ОБСЕ, Германии и Франции на каждой встрече с украинцами, русскими и представителями Донбасса начинают все с самого начала и говорят о перемирии. Однако этого не происходит, поскольку Киеву нужно разрешить все неприятные вопросы по поводу закона о проведении специальных выборов и о самих выборах в областях, неподконтрольных Украине.
Уже давно русские, их помощники на востоке Украины и украинцы настроены на патовую ситуацию с большими потерями. Это имеет последствия, в том числе и для санкционной политики. Киев не хочет позволять сепаратистам проводить выборы, чтобы в долгосрочной перспективе отвоевать Восточную Украину. Ввиду огромного ущерба для украинской экономики и общества правительство не заинтересовано в том, чтобы помочь русским в отмене санкций ЕС.
Однако с другой стороны, для российского правительства важнее заставить Украину постепенно истечь кровью в результате открытого конфликта, чем наконец освободиться от санкций путем уступок. Кроме того, санкции имеют для московского правительства и определенные преимущества: в результате эмбарго на продукты питания из ЕС Россия отделалась от нежелательной конкуренции, и Москва хочет, чтобы данный протекционизм сохранился, даже если будут отменены западные санкции.
Сближение бывших немецких политических противников Платцека и Штойбера в вопросе о том, что санкции вредят всем, указывает на западный образ мышления - и в этом кроется главная разница в менталитете.
На востоке же, к сожалению, иногда важнее навредить соседу, чего бы это ни стоило самому. И если население приучили к ущербу, то с ним просто живут.