Ускорение поп-музыки связали с экономикой времени
Развитие Интернета значительно повысило доступность коммерческих аудиозаписей в XXI веке. Вместе с тем на фоне высокой конкуренции это приводит к снижению роялти: например, доход автора композиции от одного прослушивания на Spotify в 2015 году составил 0,001 доллара США. При этом критерии популярности музыки остаются неизвестными. Прошлые работы показали, что при составлении плейлиста современный слушатель принимает решение о выборе композиции за несколько секунд. Так, 21 процент треков на Spotify переключаются в первые пять секунд, 34 процента - спустя 20 секунд, и только 51 процент композиций пользователи дослушивают до конца. Согласно концепции экономики внимания, тенденция связана с избытком информации, в результате которого потребитель вынужден принимать решения о прослушивании исходя из первого впечатления.
Чтобы проверить эту гипотезу, а также выяснить, как изменилась популярная музыка за последние 30 лет, Говен провел два параллельных исследования. Объектом изучения первого стал топ-10 лучших синглов для каждого года по версии журнала Billboard (всего 303 англоязычные композиции). Ученый проанализировал длину названия треков, их продолжительность, а также провел лингвистический анализ текстов с помощью специального программного обеспечения. Результаты показали, что с 1980-х годов время вступления вокалиста в среднем сократилось примерно вдвое, число слов в названии уменьшилось, а темп песен увеличился. Также современные исполнители позднее, чем их коллеги в XX веке, впервые упоминают название песни во время исполнения. Между тем популярность трека оказалась слабо связана с количеством местоимений, упомянутых в тексте.
Затем автор сравнил структуру самых популярных и менее популярных композиций по пяти параметрам: темп, число слогов в названии, лиричность, время до вступления, время до упоминания названия. В выборку вошло 120 лидеров рейтинга Spotify за 2015 год, при этом, чтобы минимизировать влияние второстепенных факторов (качество записи, жанр), Говен использовал треки одних и тех же исполнителей из общего альбома, но с разным количеством прослушиваний. Так, к группе самых популярных он отнес песни, которые были прослушаны 350 761 781 раз, к группе менее популярных - с показателем 6 313 174. Однако в этом случае статистическая связь между параметрами (с учетом поправки Бонферрони) не наблюдалась. Таким образом, изменения коммерческой музыки в соответствии с экономикой внимания подтвердило только первое исследование.
По словам ученого, частично полученные данные подтверждают, что за последние годы авторы адаптировали композиции для быстрого привлечения и удержания внимания в условиях избытка информации. Этой же цели, помимо высокого темпа и коротких названий, служат война громкости и правило «трех минут», считает Говен. Последнее было сформулировано сотрудниками лос-анджелеской радиостанции KHJ Биллом Дрейком (Bill Drake) и Роном Джейкобсом (Ron Jacobs) еще в конце прошлого века и по-прежнему используется на радио и музыкантами. Это правило впервые установило строгие временные ограничения для аудиосообщений всех типов. Ранее стало известно, что навязчивость песен также связана с их структурой. Например, более заразительными оказались быстрые композиции с однообразной нотной последовательностью.
Статья опубликована в журнале Musicae Scientiae.