Фильмы, от которых ждали много, а получили мало
Снимая фильм, ни один режиссер не может быть уверен, что получится шедевр.
Вкладывая огромные средства в съемочный процесс, от проката фильма потом ждут соответствующей отдачи. Но в силу стечения определенных обстоятельств, ожидания не всегда оправдываются. И если не брать в расчет «происки врагов», тогда порой хочется понять, почему картина, в которую было вложено столько средств, оказалась непрокатной.
В принципе, существует определенная тенденция - если фильм выходит в прокат небольшим количеством копий, он будет убыточным. И неважно, сколько было вложено в сам съемочный процесс. К примеру, фильм «Стартап», на съемки которого ушло 2 миллиона долларов или картина Александра Митты «Шагал-Малевич», и вовсе, за 7 миллионов долларов, уже своими первыми сборами ясно показали, что они не окупятся.
Причины могут быть довольно прозаичными. Так, Никита Михалков снял «Сибирского цирюльника» за 35 миллионов долларов, но так как картина выходила в то время, когда в стране кинозалов с современным оборудованием было крайне мало, то и собрала она чуть более двух с половиной миллионов долларов (то есть, по сути, провалилась), но в российском кинопрокате она стала лидером своего времени по кассовым сборам.
«Небо падших» Юрия Полякова прошло в прокате, еле-еле преодолев планку в 2 миллиона долларов. Деньги на производство были потрачены немалые, а как их возвращать - загадка. Единственной попыткой «продвинуть» фильм можно было назвать афиши с изображением главных героев, которые были развешаны буквально на каждом углу столицы, но даже они были столь неудачно оформлены, что вряд ли смогли бы помочь в привлечении зрителя. Из 13 экранов, показавших картину, только один собрал нормальный прокат. Тогда создатели фильма не нашли ничего лучше, чем оправдывая себя, сказать, что зритель отвык от мейнстрима.
Возрождающаяся Свердловская киностудия пересняла уже выходившее «Дикое отчаяние», дав ему название «Золото», но это не помогло. Несмотря на участие Сергея Безрукова, зритель словно бы и не заметил эту ленту, как и в предыдущий раз. Не исключено, что повлиял тот факт, что картина выходила «в полной тишине» - о ней не было никакой информации, рекламы и прочего. Ну, и сбор составил, соответственно, всего 30 тысяч долларов.
Уже упомянутый «Шагал-Малевич» все-таки собрал 120 тысяч долларов. Но, что это за сумма в сравнении с бюджетом картины в 7 миллионов долларов! Фонд кино, выдавший средства на съемки, равно, как и продюсеры, ломают головы над возвратом средств. И, в отличие от «Золота», у «Шагала-Малевича» была очень активная рекламная кампания, которая привлекла свою часть зрителей. Но, сборы оказались каплей в море, по сравнению с бюджетом фильма.
Большие надежды возлагались на «Форт Росс: в поисках приключений», снятый Юрием Морозом. Министерство культуры вложило в него 10 миллионов долларов, которых с лихвой хватило и на съемки, и на PR-кампанию - актеры, исполнившие главные роли, «засветились» в шоу «Вечерний Ургант», а также висели билборды и крутилась реклама на ТВ. Зритель воспринял картину скорее как развлекательное шоу, а не фильм о приключениях во времени.
«Трудно быть богом» Алексея Германа, выпущенная «Люксором», собрала 1,3 миллиона долларов, и это был безусловный успех для картины абсолютно некоммерческого характера продолжительностью в три часа. К сожалению, с бюджетом драмы такие сборы просто несопоставимы.
Криминальная рэп-драма «Газгольдер» прошла через массу дистрибьютеров и долго пылилась на полке. В ее поддержку провели целое турне музыканты, которые приняли участие в съемках. Но одно дело привлечь фанатов, а другое - обеспечить полноценные сборы. Даже те, кто все-таки пришел посмотреть картину, отмечали, что в ней нет ни сценария, ни сюжета.
Сразу несколько кассовых и любимых зрителем актеров - Константин Хабенский, Денис Шведов и Светлана Ходченкова снялись в фильме «Авантюристы», задуманном в приключенческом жанре. Если верить рекламе, в фильме должны были быть абсолютно неповторимые подводные съемки, для него был создан уникальный постер в стиле «ретро», с рекламных щитов соблазнительно смотрела Ходченкова, но зрители обошли картину стороной. Итог: лишь половина из трехмиллионного бюджета «отбилась».
Аналитики киноиндустрии отметили, что спросом у нашего зрителя пользуются комедии, которые основаны на национальных особенностях. Но их и так уже очень много, нужно заполнять другие тематические ниши, и стараться заинтересовать ими зрителя. В отечественном кино не хватает фильмов для детей и подростков, мало снимается фантастики и ужастиков, не ахти как много и приключенческих фильмов, которые успешно снимались и шли в прокате в 80-х. На примере «Вия», сочетающего в себе и фэнтези, и приключения, можно увидеть, как фильм не только стал событием, но и собрал отличные кассы, причем не имея модного IMAX-формата и поддержки на ТВ. Некоторым лентам просто повезло, так как их выход пришелся на новогодние каникулы, и в виду череды праздничных дней, народ уже от нечего делать, сходил и на эти фильмы.
Основная масса российских убыточных фильмов была снята без учета интересов зрителя, либо изначально предполагалось, что финансовой отдачи от картины, как таковой, не будет. Как говорится, за провал ответственность возложить не на кого, но тем не менее, вложенные средства были в основном из карманов налогоплательщиков.