Кто выиграет, а кто проиграет от запрета российских лекарств
Список санкций, которые Украина ввела в отношении Россию, может пополниться еще одним пунктом. Минздрав инициировал запрет на продажу в Украине более 200 российских препаратов. Идея ведомства может позитивно сказаться на балансе торговли с Россией, но сузит ассортимент лекарств в украинских аптеках и создаст прецедент в международной торговле.
Воевать нельзя лечить
И. о. министра здравоохранения Уляна Супрун обратилась к правительству с предложением запретить продажу в Украине российских лекарств. Соответствующее письмо можно найти на странице и. о. министра в Facebook. Она предлагает ввести запрет через временную приостановку действия регистрации этих лекарств. Кроме того, временно планируется приостановить саму процедуру регистрации и перерегистрации российских медикаментов. Также Минздрав предлагает поступить и в отношении лекарств, которые производятся на оккупированных территориях Украины.
Свою инициативу в Минздраве обосновывают вопросами национальной безопасности и допуска к применению в Украине лекарств только с гарантированным качеством. "Двойных стандартов быть не должно: страна, которая развязала войну против украинского народа, не имеет права зарабатывать на нашем лечении. Такими будут санкции со стороны Министерство здравоохранения Украины против страны-агрессора, которая оккупировала и аннексировала украинские земли, которая ежедневно убивает украинцев, нарушает права и свободы наших граждан и держит сотни заключенных в своих тюрьмах", - прокомментировала и. о. министра эту инициативу.
Как рассказала Уляна Супрун, в список могут попасть 250 препаратов. "Из них в действительности только 150 имеют какой-то фармакологический эффект. Кроме того, по всем лекарствам, кроме восьми, у нас есть аналоги", - заявила она.
Председатель правления Союза потребителей медуслуг, лекарственных средств и изделий медназначения Владислав Онищенко отмечает, что в Украине продается много российских медикаментов, которые не имеют прописанного в их инструкциях эффекта или являются препаратами с недоказанной эффективностью и/или безопасностью. В их числе он назвал "Анаферон", "Лавомакс", "Виферон", "Цилоферон", "Кортексин", "Витапрост". Так, по словам Онищенко, в нашей стране зарегистрировано много лекарств из России, которые позиционируются как медикаменты для лечения гриппа и других острых респираторных заболеваний.
"К примеру, это „Анаферон“, который относится к гомеопатическим препаратам, или „Лавомакс“, позиционируемый как иммуностимулятор, - говорит он. - Но если мы откроем украинский или, к примеру, британский протокол лечения гриппа, то там четко указано, что для лечения гриппа практически нет препаратов в мире. Есть только два исключения - действующие вещества озельтамивир и занамивир, которые не входят в вышеуказанные препараты".
В Минздраве не предоставили список конкретных наименований российских препаратов, которые могут попасть под запрет. В тоже время изданию удалось получить в аналитической компании "Бизнес-кредит" перечень российских препаратов, которые были в продаже в 2016 году. По данным этой компании, в прошлом году в Украине было продано 11,1 млн упаковок российских лекарств (+4,2% по сравнению с 2015 годом ) на общую сумму 1,05 млрд гривен (+18,7% по сравнению с 2015 годом).
Без лекарств не останемся
Представители российского фармбизнеса считают, что от запрета на поставки лекарств проиграют, в первую очередь, пациенты, а не фармкомпании. Директор департамента внешних связей немецкого фармацевтического холдинга STADA (поставляет лекарства в Украину со своих российских заводов) Иван Глушков говорит, что российские фармпроизводители, определенно, понесут некие финансовые потери из-за подобных санкций.
"Но вряд ли ограничения заставят их предпринимать какие-либо усилия по организации производства своих препаратов на украинских фармзаводах. Украина не такой большой рынок и фармкомпаниям из России проще будет переориентироваться на другие рынки сбыта, -заявил он. - Основной ущерб от такого решения - не для российских производителей, а для украинских потребителей, потому что россияне поставляют медикаменты из нижнего ценового сегмента. В результате украинским пациентам придется переориентироваться на другие, зачастую более дорогие лекарства-аналоги".
Международные компании, которые выпускают лекарства на своих заводах в России и потом отгружают их в Украину, в частности STADA, технологически могут наладить их выпуск в других странах Восточной Европы.
"Однако трансфер технологий по выпуску десятков препаратов потребует времени и существенных затрат. Принимая во внимания устойчиво негативный инвестиционный климат Украины, иностранные фармкомпании вряд ли пойдут на такой шаг, поскольку окупаемость таких инвестиций сложно оценить", - резюмировал Глушков.
Опрошенные изданием представители пациентских организаций и украинских фармкомпаний не разделяют опасений российских производителей. По словам исполнительного директора благотворительного фонда "Пациенты Украины" Ольги Стефанишиной, российские лекарства это, в основном, генерики (копии оригинальных препаратов - ред.), которые также может производить украинский производитель.
"Поэтому, думаю, что пациенты будут переходить с российских на украинские аналоги. Те же российские лекарства, которых нет на украинском рынке, можно будет заменить качественными европейскими, ведь сейчас в Украине заработала упрощенная система регистрации лекарств из Евросоюза, Америки, Канады, Австралии и Японии", - отмечает она.
По данным "Пациентов Украины", к примеру, "Ливарол" может быть заменен таким украинским препаратом как "Кетоконазол Фармекс", "Хондроксид" - украинскими "Оксолин-Дарница" или "Хондроитин-Фитофарм", "Тагиста" - украинским "Бетанорм", турецким "Вазосерк дуо", нидерландским "Медогистин".
Владислав Онищенко, предлагает говорить не только об аналогах, а о эффекте, который достигается с их помощью.
"В таком случае аналогом „Витапроста“ может выступить украинский „Простатилен“, „Анаферона“ - австрийский „Афлубин“, „Лавомакса“ - украинский „Амиксин“", - отмечает он.
Аналогичного мнения придерживается директор по развитию бизнеса компании "Фармак" Олег Сяркевич: "От ухода с рынка российских лекарств выиграют украинские и иностранные компании, которые перераспределят между собой сегмент препаратов из России. Поставщики из РФ продают в Украину медикаменты, аналоги которых предлагают и украинские, и иностранные фармкомпании".
От запрета может выиграть и платежный баланс между Украиной и Россией. По данным Государственной службы статистики, в 2016 году Украина экспортировала в Россию лекарств на сумму 19,1 млн долларов, а импортировала на 31,1 млн долларов (негативный баланс для Украины - 12 млн долларов).
Однако в случае введения Украиной санкций против российских лекарств Россия также может ввести зеркальный запрет, считают участники фармрынка.
"Если Кабмин примет решение о запрете на продажу российских лекарств, то Украина, по большому счету, в смысле национальной безопасности не пострадает. Скорее всего, такой же запрет введет и Россия. Но и другая сторона не пострадают от санкций, поскольку мы не продаем другу какие-то супер инновационные лекарства, от нехватки которых могут пострадать пациенты, - говорит Олег Сяркевич. - От взаимного запрета, конечно, пострадают фармкомпании. Но вряд ли это серьезно отразится на их оборотах".
В аптеку приходит власть
Вместе с тем ввести санкции против российских лекарств не такой и простой процесс, поскольку отечественные законы дают имеют ограниченные возможности. Старший юрист юридической фирмы "Анте" Екатерина Ищенко говорит, что украинским законодательством, в частности, законом "О лекарственных средствах", предусмотрены единичные основания для отмены или приостановки Минздравом продажи зарегистрированных лекарств.
"При первой регистрации фармкомпании получают пятилетнее право на продажу лекарств в Украине. По истечении этого срока лекарства должны пройти перерегистрацию, после чего они могут использоваться в Украине бессрочно. По сути, законодательством установлены гарантированные сроки действия регистрации лекарств, - рассказала она. - Единственное исключение, которое позволяет Минздраву приостановить или отменить регистрацию, появляется в случае „выявление неизвестных ранее опасных свойств лекарственного средства“. Но это медицинская категория и она не имеет никакого отношения к агрессивным действиям России в отношении Украины в целом".
Кроме того, по словам Екатерины Ищенко, закон "О лекарственных средствах" не содержит в перечне причин для отказа в регистрации лекарств пункта о стране их происхождения. "Минздрав может отказать в регистрации только в случае не подтверждения качества, эффективности и безопасности лекарства, нарушения прав интеллектуальной собственности других компаний или подачи неполного пакета необходимых документов", - объясняет она.
Вместе с тем, запрет на продажу российских лекарств может быть введен путем наложения санкций на российские фармкомпании в порядке, предусмотренном законом "О санкциях". Для этого необходимо решение Совета национальной безопасности и обороны, введенное в действие указом президента. Ввод же общих секторальных санкций, дополнительно, должен быть подтвержден Верховной радой.
"Таким образом, для введения санкций против российских производителей лекарств, в первую очередь, нужна политическая воля высших государственных органов", - резюмирует Ищенко.
В случае введения Украиной санкций против российских фармкомпаний, наша страна может создать прецедент в международной торговле.
"В ситуации с украинскими санкциями важны не столько потери для производителей, сколько прецедент. Впервые в мире, лекарства, по тем или иным причинам, предлагается ввести в санкционные списки. Прецедент плох тем, что если это сделают один раз, то потом и в других странах найдется повод сделать это во второй, третий и десятый раз. И каждый раз от этого будет страдать пациент", - считает Иван Глушков.