Будни Трудового кодекса: Как депутаты поссорились из-за дискриминации ЛГБТ и угрожали потерей безвиза
Безвизовый режим с ЕС завис на волоске. Точнее, на двух скандальных коррективах в и без того резонансный проект Трудового кодекса. Вокруг фундаментального (более 700 страниц) документа закручивается международная интрига.
Ошибочка решили исправить
15 марта парламентский Комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения на своем заседании утвердил проект Трудового кодекса ко второму чтению. Помимо прочего, учел поправку №46 к ст. 3 "Запрет дискриминации в сфере труда" проекта ТК народного депутата Павла Унгуряна, которая гласила: "Дискриминация в любой форме и по любым признакам в сфере труда запрещается".
Однако президент Украины заявил, что такая формулировка не подходит, а изъятие из проекта ТК поправок о запрете дискриминации по признакам гендерной идентичности и сексуальной ориентации является неправильным и провокационным. "Президент не допустит ревизии обязательств, которые мы реализовали для получения безвиза", - передал мнение главы государства его пресс-секретарь.
С целью исправить текст профильный комитет собрался на заседание почти месяц спустя, 11 апреля. И грянул гром.
Формально комитет попытался поддержать в полном объеме две других поправки в ст. 3 проекта ТК, ранее учтенные частично. В частности, поправку №56: "Запрещается любая дискриминация в сфере труда, в частности, нарушение принципа равенства прав и возможностей, прямое или непрямое ограничение прав работников в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных или иных убеждений, пола, сексуальной ориентации (выделено мной, -.).... " Также была внесена в проект и поправка №57, которой перечень запрещенных для дискриминации признаков дополняла "гендерная идентичность".
Сделать это удалось со второй попытки и после ожесточенных перепалок, чудом не переросших в драку.
На заседание пришла первый вице-спикер и председатель парламентского комитета по евроинтеграции Ирина Геращенко, которая является соавтором поправок №56-57. Она и объяснила причинно-следственную связь между спорными позициями Трудового кодекса и получением Украиной безвизового режима.
Украина еще в 2007 году, когда подписала План действий по визовой либерализации с ЕС, взяла на себя обязательство выполнить Директиву Совета Европы №20078 от 28.11.2000 года, которой и соответствуют поправки №56-57: "Может ли наша безответственность сейчас остановить это решение (о предоставлении безвиза Украине)? Может. Больше того, я хочу сказать, если кто-то считает, что мы можем перехитрить ЕС и не принять сейчас поправку, оставить ее на несколько месяцев и потом проголосовать после предоставления безвиза, это также не пройдет. Потому что Европарламент принял очень четкие параметры относительно процедуры приостановления безвизового режима для тех стран, которые не соблюдают те или иные положения".
На заседание привели "Путина"
Если ЕС и отменит нам безвиз, то уж точно не потому, что в Украине гнобят секс-меньшинства, а по причине пылкости отечественной демократии. В частности, на заседании комитета чуть не дошло до рупокашной.
Для максимальной совещательности на заседание комитета пришли представители профсоюзов и общественных организаций. Именно они и стали главными драйверами процесса. Один одел маску Путина и выбросил вверх плакат с надписью: "Я уже принял новый ТК - и забыл о профсоюзах". Другие выкриками комментировали попытки председателя профильного комитета Людмилы Денисовой поставить правки на голосование.
Как только Ирина Геращенко, сославшись на необходимость уйти, попыталась покинуть зал, разъяренные активисты пытались ее удержать и проводили криками "Ганьба!".
В шуме-гаме что-то, возможно, и было проголосовано, но тут взвился народный депутат Юрий Левченко с требованием пересмотреть и его поправки. Добиться этого не удалось. Тогда Юрий Левченко бросился к Людмиле Денисовой, по ходу блокируя пути к отступлению.
"Невозможно работать. Заседание закрыто!" - прокричала она. "Вы думаете только о своих карманах, проталкиваете рабовладельческий Трудовой кодекс. Сколько вам заплатили?" - сыпал жаром Юрий Левченко.
"Народный депутат Юрий Левченко мешал работе комитета. Он обвинил меня и не дал мне работать", - парировала Людмила Денисова.
"Увольнение без согласования с профсоюзом - это не нарушает наши права?!"- включился в хор атакующих активист Объединения независимых профсоюзов авиасотрудников. "Зачем вы нас позвали, если слова не дали?" - разъяренно спрашивали другие, намереваясь взять председателя комитета в глухое кольцо. В перепалку с ними вступил Сергей Куницын. Перешли на "а ты кто такой?!".
Подытожила первую серию скандального заседания народный депутат Наталья Королевская, прокричав: "Для стенограммы. Решение принято не было, потому что на голосование было поставлено только "за", не голосовали ни "против", ни "воздержались".
Очевидно, что на заседании комитета смешались сразу две болезненные для проекта ТК темы.
Первая - "сексуальные" поправки. Не случайно на заседании были представлены религиозные организации и ЛГБТ. (Последние молча выставили свой разноцветный флажок и поглядывали на священников напротив). Между ними никаких столкновений не возникло, - вопрос и без того сверхделикатный.
Вторая - интересы профсоюзов, которые, по мнению народного депутата и председателя Конфередерации независимых профсоюзов Михаила Волынца, в варианте ТК ко второму чтению существенно сужены: "Авторы проекта беспокоятся только об интересах большого капитала и порабощают людей наемного труда".
Народный депутат Юрий Левченко не стал скрывать, что скандал на заседании комитета был прогнозируемым: "Я действовал на основании того, чтобы сделать все возможное для срыва принятия рабовладельческого Трудового кодекса. И тут они сами нам дали зацепку, потому что пошли по абсолютно незаконной процедуре. Они вернулись к поправкам, которые приняли 3 недели назад, а делать этого они права не имели. Более того, они приняли новые поправки, не отменив старую (№46), которая им противоречит. Поэтому я сказал, если госпожа Денисова пошла по такому беспределу, я требую, чтобы и мои 50 поправок были заново рассмотрены. Если вы возвращаетесь по одной, то почему по другим нельзя? И я благодарен общественности, которая подключилась и сорвала этот шабаш. Хотя я не исключаю, что они сейчас где-то в подвале сидят и все это принимают".
И снова тайное заседание в подвале
Юрий Левченко словно в воду глядел. Как рассказала 112.ua председатель комитета Людмила Денисова, "мы провели заседание в другом месте, созвали всех народных депутатов, под стенограмму, которая будет размещена на сайте комитета, вернулись к рассмотрению проекта Трудового кодекса. Вернулись потому, что были обращения трех народных депутатов, в том числе, и мое, рассмотреть поправки к отдельным статьям, которые не были рассмотрены ранее. И мы рассмотрели и поддержали поправки 56-57, а также учли мою поправку, которая касается увеличения прав профсоюзов", и некоторые другие.
На уточняющий вопрос, какие именно депутаты принимали участие в этом заседании, Людмила Денисова ответила, что "были те, кто предлагал рассмотреть поправки, которые мы до того не рассматривали". По словам председателя профильного комитета, сейчас проект Трудового кодекса будет отправлен литредакторам, затем юристам и после этого документ наконец-то поступит "уважаемым народным депутатам". Что же касается поправки №46 Павла Унгуряна, она считается отклоненной, поскольку "поддержаны поправки 56-57", которые ей противоречат.
Но до спокойствия вокруг Трудового кодекса далеко.
Михаил Волынец и профсоюзные активисты настроены решительно бороться против проекта Трудового кодекса вообще как такового: "Они под видом того, что якобы требует Евросоюз, пытаются принять Трудовой кодекс, но...ЕС предлагал внести правку в действующее законодательство о труде, и она там есть".
Действительно, правка о недискриминации по этим двум признакам внесена в Кодекс законов Украины о труде (КзоТУ) в ноябре 2015 года. О ней и говорила и Ирина Геращенко: "Мы приняли эту правку, она есть уже 2 года и ничего в трудовых отношениях не изменилось".
Эту уверенность Ирины Геращенко не разделяет Олекса Петрив, представитель Украинской греко-католической церкви: "Были недоразумения, когда хотели работать иноки и инокини, им отказали, поскольку они ходили бы на работу в габитах. И таких случаев много". Поэтому "если какую-то категорию или признак особо выписывают в нормах о дискриминации, это позитивная дискриминация всех остальных".
Того, что к поправке №46 парламент еще вернется, не исключает и ее автор Павел Унгурян: "Действительно, 12.11.2015 года с надцатой попытки были проголосованы антидискриминационные поправки в КзоТ, и это стало частью украинского законодательства. Но сейчас идет новый Трудовой кодекс, и мы пытались шире подойти к вопросу дискриминации и предложили несколько правок, которые бы сделали невозможной дискриминацию по любому признаку. В любом случае, таблица попадет в зал, который и будет решать, что останется в финальном варианте Трудового кодекса".
* * *
Мы можем предполагать, что в истории с проектом Трудового кодекса предполагалась тщательная шлифовка документа на уровне профильного комитета, чтобы в зал он попал в безупречном виде во избежание блокад, драк и прочего. Но пока что не складывается.
Судя по итогам второй серии резонансного заседания профильного комитета 11 апреля, к страсти в зале по труду ожидаемы.
Как рассказала Людмила Денисова, в текст проекта ко второму чтению возвращены позиции первого чтения об оплачиваемых отпусках с фиксацией их продолжительности, хотя предполагалось, что это будет определяться трудовым договором.
Возможно, в проекте появятся и другие компромиссные позиции. Но если окончательный вариант будет на усмотрение зала и спорные нормы не удастся урегулировать, обсуждение обещает быть, как минимум, интересным. И в таком случае никто не поручится, в каком именно виде Трудовой кодекс отправится на подпись президенту.
Лилия Брудницкая Подпишитесь на 112.ua в вашем Telegram и Facebook. Оперативно и лаконично о самом важном.