Комментарий: Свежая нефть Александра Лукашенко
Нефть пошла, за газ заплатят, но осадок останется. Отношения Москвы и Минска продолжат ухудшаться, прогнозирует политолог Иван Преображенский.За десять дней Путин и Лукашенко сумели, как кажется, разрешить двусторонний конфликт, тянувшийся около года. На встрече в Санкт-Петербурге 3 апреля, совпавшей с терактом в метро, президенты двух стран объявили об урегулировании нефтегазового спора между Россией и Беларусью. В основном, по крайней мере с финансовой стороны, за счет России. Например, долг "Газпрому" (более $700 млн), Минск вернет за счет российского же кредита. А с будущего года, скорее всего, получит приличную скидку на голубое топливо. Россия также восстановит в полном объеме беспошлинные поставки нефти - 24 млн тонн в год. А ходят слухи, что и поможет отдать белорусам долги - до конца 2017 года им надо выплатить их на сумму около $3,5 млрд.
Что дает в обмен Лукашенко? За день до истечения 10-дневного срока, отведенного на улаживание проблем, он подписал Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Также российская сторона утверждает, что в 2016 году белорусы вдвое снизили поставки в Россию "санкционных" продуктов, ввозившихся под видом собственно белорусских либо африканских. Ну и, наконец, туманные обещания создать единый газовый рынок и приехать на очередную встречу глав государств-членов ЕАЭС.
Можно ли назвать это равноправным соглашением? Скорее, нет. Похоже, что минская дипломатия вновь успешно "подоила" своих российских "друзей".
Дружбе нужно топливо
Этот конфликт в очередной раз доказывает, что Беларусь остается вместе с Россией только до тех пор, пока Москва может платить за дружбу. Лучше живыми деньгами, но можно также и нефтью, газом или торговыми преференциями. Московские геополитики в эфире пропагандистских ток-шоу могут утешать себя тем, что Лукашенко уходить просто некуда. Запад его не примет, а любое политическое послабление сразу приводит к активизации оппозиции, которую белорусский лидер привычно подавляет, бросая против нее репрессивный полицейский аппарат.
Однако безвыходных ситуаций не бывает. Нынешняя польская или, скажем, американская внешняя политика настолько малопредсказуема, что никто не может спрогнозировать, не подберет ли одна из этих стран (а ими список не ограничивается) оторвавшегося от Москвы Лукашенко. Белорусский лидер не зря говорил, что реальный суверенитет - это "рентабельно", покупатель и правда всегда найдется.
Москва боится это проверять. Последний конфликт как раз и показал, что у Кремля нет вариантов и он вынужден раз за разом платить Лукашенко за дружбу. Речь тут идет о взаимозависимости, к тому же и в военно-стратегическом плане Беларусь нужна России едва ли не больше, чем Минску экономическая подпитка из Москвы.
Не газом единым
За газ заплатят, нефть снова потечет в Беларусь на льготных условиях, а режим Лукашенко по-прежнему будет жить не по средствам на российские кредиты. Кажется, длившийся около года двусторонний конфликт завершен, все вопросы закрыты, и президенты двух стран заставили свои правительства строго следовать согласованному 3 апреля в Санкт-Петербурге графику.
Однако никуда не делась пограничная зона, возникшая между двумя странами. Военное сотрудничество тоже вряд ли вернется на прежний уровень, а российская военная база на белорусской территории так и не появится. Еще в феврале Лукашенко заявил, что нужно возбудить в Беларуси уголовное дело против главы Россельхознадзора Сергея Данкверта. Теперь последний в ответ предлагает завести в России дело против своих белорусских коллег. Но главное - это уже запущенный российский пропагандистский каток.
Единожды став допущенным в "приличное общество", уже никуда не исчезнет конфликтный дискурс российских "деятелей". Фарш, в который превратилась крепкая белорусско-российская дружба, нельзя провернуть назад. В 2017 году стало допустимым говорить, что Беларусь - это та же Россия, что никакого белорусского языка не существует, а рано или поздно мы должны стать одной страной. И даже после публичного примирения Путина и Лукашенко эта враждебная риторика никуда не денется. А ведь она, как показал пример Украины, имеет свойство реализовываться.
Успешно сняв на бумаге к 13 апреля противоречия, накопившиеся в экономике за год, уже на стадии практической реализации этих соглашений чиновники двух стран снова начнут бороться друг с другом. И происходить этот новый спор будет уже в рамках нового шовинистического дискурса, который неизбежно породит в Беларуси ответный.
Значит ли это, что Минск и Москва снова поругаются? Уверен, что да. И датой начала нового конфликта можно смело назвать 14 апреля 2017 года.