МиГ против F-16 - как США и Россия мешают друг другу в войне с террористами
Спустя четыре года после начала разрушительной гражданской войны президент Сирии Башар Асад признал, что у него проблемы. Террористическая группировка «Исламское государство» расширяет свою территорию на севере Сирии, что грозит падением режиму, – теперь он перешел к бомбежкам гражданских и прочим мерам, которые отдаляют явно все более неизбежный исход.
Параллельно с этим США перебросили свои самолеты F-16 на базу Инджирлик в Турции, Россия – контрход? - выдвинула свои сверхзвуковые перехватчики МиГ-31 в Сирию. С турецкой территории американские ВВС могут действовать намного ближе к целям ИГ в Ираке и Сирии, но ради разрешения от Турции администрации Обамы пришлось поддержать требование Турции о бесполетной зоне над севером Сирии.
Идее об ограничении полетов сирийцев Россия противопоставила поставку Асаду шести Миг-31М по контракту, который был согласован и отменен в 2009 году. Эти самолеты оснащены радаром, который способен обнаруживать цели, летящие на более низких высотах. Появление их в Сирии явно нацелено на то, чтобы изводить F-16 и сорвать возможность бесполетной зоны.
Скорее всего, планы Турции в этой связи ни к чему не приведут. Одним из целого ряда парадоксов в этой ситуации является то, что полеты США из Инджирлика на самом деле помогут ИГ, поскольку из войны в небе над удерживаемым группировкой севером Сирии будут выведены сирийские ВВС. Да, это обмен одного противника на другого, но США наверняка будут намного более осторожным и потому намного менее смертоносным противником для группировки "Исламское государство".
С этой точки зрения размещение самолетов в Сирии – парадокс и для России: она по идее должна приветствовать помощь со стороны США в борьбе с ИГ, но у клиента России – Сирии – по этому поводу иное мнение.
«Танец» самолетов - часть состоящего из противоборствующих течений процесса, который должен определить будущую конфигурацию сирийского режима. И он отражает разницу в видении между США и Россией с ее иранскими союзниками.
США хотят, чтобы Асада сменило коалиционное правительство, куда будут входить и умеренные исламисты, а Сирия сохранится в нынешних границах. Правда, попытки Вашингтона найти и обучить этих самых умеренных исламистов закончились жалкой неудачей, ведь война на самом деле идет между радикальными суннитами и правительством шиитов-алавитов.
Россия явно готова пойти на частичный раздел Сирии с тем, чтобы режим Асада сохранил ограниченные полномочия на по-большей части алавитских территориях. Должно быть также суннитское образование и, возможно, анклавы для христиан и курдов. Правда, ничто из этого не было озвучено, признают обозреватели; можно лишь гадать, к чему приведут переговоры за кулисами.
Приход войск США в Инджирлик может свидетельствовать о том, что переговоры между США и Россией близятся к тупику. К тому же, чего бы ни добивались американцы или русские, в сирийском урегулировании некоторую роль должно будет играть и ИГ. Если оно и его союзники не будут отступать или в осаде, вряд ли оно пойдет на какую-либо сделку; а если пойдет, вряд ли оно сдержит слово. В результате США и России не с кем договариваться, а договариваться с ИГ не хочет никто.
С виду согласованные действия против ИГ со стороны России и США на самом деле, хоть и по разным причинам, вылились в парадокс. И заключается он в том, что будет, когда F-16 встретится с "МиГом".