АдГ ведут на выборы друг Кремля и малоизвестная неолибералка
Из-за острых разногласий в "Альтернативе для Германии" ее самый известный политик Фрауке Петри не стала главным кандидатом партии на выборах в бундестаг.Один из традиционных политических ритуалов в Германии состоит в том, что перед каждыми федеральными выборами даже те партии, которые не имеют реальных шансов завоевать пост канцлера, тем не менее специально номинирует так называемого главного кандидата. Его задача - не просто возглавить партийный список, но и стать лицом избирательной кампании партии. Чтобы усилить эффект узнаваемости и расширить электоральную базу, небольшие партии нередко выдвигают на эту позицию тандем из мужчины и женщины.
"Лицо партии" не станет "лицом кампании" АдГ
Именно так поступила на завершившемся 23 апреля в Кельне 6-м общефедеральном съезде и правопопулистская "Альтернатива для Германии" (АдГ). Главными кандидатами партии на предстоящих в сентябре выборах в бундестаг стали 76-летний Александр Гауланд (Alexander Gauland) и 38-летняя Алиса Вайдель (Alice Weidel). Такой выбор многих удивил, причем по целому ряду причин.
Самое удивительное состоит в том, что членом тандема не стала сопредседатель АдГ 41-летняя Фрауке Петри (Frauke Petry), хотя она является фактическим "лицом партии" и, несомненно, самым известным ее представителем. Однако в результате обострившейся внутрипартийной борьбы позиции Петри заметно ослабли, и, чувствуя это, она за несколько дней до съезда взяла самоотвод, о котором объявила в видеообращении в интернете.
Одновременно она заявила, что сомневается, стоит ли вообще заниматься подобным символическим номинированием. Куда важнее, по мнению Фрауке Петри, определить стратегическую установку партии: намерена ли она в перспективе добиваться власти, формируя коалиции с другими партиями и, соответственно, идя на компромиссы, или оставаться непримиримой оппозицией.
Избрание Гауланда свидетельствует о сдвиге вправо
Петри отстаивает стратегический курс на вхождение во власть, но для этого, считает она, партии необходимо отмежеваться от наиболее радикальных членов, которые отталкивают умеренные части электората, и тем самым сдвинуться ближе к центру. Но на съезде в Кельне сопредседатель партии потерпела двойное поражение: делегаты отказались включать в повестку дня обсуждение стратегического курса и номинировали-таки тандем главных кандидатов.
В результате партия, которую многие и без того считают крайне правой, еще больше удалилась от центра. Символом этого сдвига стало избрание в тандем заместителя председателя партии Александра Гауланда. Это самый известный представитель того ее крыла, которое называют национал-консервативным или националистическим.
Одновременно он один из тех людей в АдГ, которые имеют наиболее разнообразные и тесные контакты с российской стороной. Еще во время избирательной кампании в парламент земли Бранденбург в 2014 году Александра Гауланда впервые пригласили на беседу в посольство РФ в Берлине, в 2015 году он вновь вел там переговоры.
Большой резонанс вызывала совершенная им в том же году поездка в Санкт-Петербург на конференцию, организованную близким к Кремлю российским олигархом Константином Малофеевым и его благотворительным Фондом святителя Василия Великого. Там Гауланд, по данным СМИ, встречался с депутатами Госдумы и философом Александром Дугиным, которого в Германии считают идеологом неофашистского толка.
Карьера Алисы Вайдель как символ глобализации
Сделав выбор в пользу Александра Гауланда, АдГ несколько удивила, поскольку ключевым лицом избирательной кампании решила сделать весьма пожилого человека, политического ветерана. Впрочем, роль молодого перспективного политика в тандеме взяла на себя эффектная Алиса Вайдель. Но и эта фигура представляется несколько неожиданной.
Во-первых, она, в отличие от Петри и Гауланда, практически неизвестна широкой публике. Но это в остающиеся до выборов пять месяцев еще можно поправить. Куда весомее то, что Алиса Вайдель совершенно нетипичная для АдГ фигура.
Партия усиленно проповедует классическую многодетную семью - и вдруг выбирает одним из своих двух главных кандидатов в бундестаг лесбиянку, которая живет с гражданской женой и воспитывает ее сына. Или даже двух. Тот факт, что в немецких СМИ пока приводится различное число ее подопечных детей, говорит о том, как мало знают о новом главном кандидате АдГ даже в редакциях местных газет и информационных агентств.
Нетипична Алиса Вайдель для своей партии еще и потому, что она, защитив диссертацию по экономике, делала карьеру в американском банке Goldman Sachs и в немецкой инвестиционной компании Allianz Global Investors, шесть лет работала в Китае, а затем стала консультантом для интернет-фирм и стартапов. Иными словами, ее успешная профессиональная деятельность прямо-таки олицетворяет ту самую глобализацию, против которой выступают столь многие рядовые члены и избиратели "Альтернативы для Германии".
АдГ больше не выглядит как альтернатива "Гейропе"
Считается, что Алиса Вайдель представляет более умеренное неолиберальное по экономическим взглядам крыло АдГ (хотя ее политические высказывания становились в последнее время более радикальными). Тем самым она выполняет в тандеме роль определенного противовеса Александру Гауланду.
Выбирая в качестве главных кандидатов именно этих двух политиков, делегаты съезда в Кельне стремились охватить разные слои избирателей: один призван привлекать старшее поколение и национально настроенный электорат, другая должна понравиться молодежи, бизнесменам, женщинам и представителям нетрадиционной сексуальной ориентации.
В Кремле замену Фрауке Петри, которая не далее как в конце февраля побывала в Москве и встречалась там с председателем Госдумы Вячеславом Володиным и некоторыми депутатами, на Александра Гауланда большой потерей, надо полагать, не считают и, возможно, даже приветствуют. А вот Алиса Вайдель для Москвы - не очень удобный вариант.
Во-первых, она еще год назад критиковала как чрезмерно одностороннюю внешнеполитическую стратегию АдГ, в которой главное внимание уделяется отношениям с Россией. Во-вторых, живущая в гражданском браке лесбиянка может оттолкнуть от этой пропутинской партии ту часть русскоязычных избирателей в Германии, которые до сих пор видели в АдГ альтернативу ненавистной им "Гейропе".