Ученые: движения глаз выдают принимаемые нами решения
Ученые задались вопросом - как часто люди принимают решение, полагаясь только на рациональные мотивы. Несмотря на то, что экономические теории построены из расчета, что человек всегда и при любых условиях максимизирует собственную выгоду, в реальной жизни процесс принятия решений тернист.
Известная задача теории игр, дилемма заключенного, к примеру, подразумевает взаимодействие двух лиц - игроков. Оба игрока одновременно и независимо выбирают одну из двух альтернатив: предать или кооперировать. При этом, выигрыш игрока зависит от собственного выбора и хода напарника. Классическая игра дилемма заключенного состоит в том, что два человека попадаются на совершенном преступлении. Далее каждый оказывается перед выбором: он может выдать сообщника, а может промолчать. Если молчат оба, то оба же получают минимальный срок - полгода, если оба свидетельствуют против друг друга, то оба получают по два года тюремного заключения. А вот если один свидетельствует против другого, а второй молчит, то предавший напарника выходит на свободу, а промолчавшего сажают в тюрьму на десять лет.
Особенность задачи в том, что выгодным и математически верным решением будет всегда предавать другого. Но люди по своей природе социальны, а, значит, склонны к кооперации. Таким образом, получается, что игра дилемма заключенного - пример социальной дилеммы: когда индивидуальное поведение выгодно, но противоречит неким общим понятиям равенства и морали.
Ранее в совместных исследованиях Сколковского Института Науки и Технологии, Московского Физико-Технического Института и Томского Государственного Университета было показано, что в группе незнакомых друг другу участников кооперативность в вышеназванной игре находится на низком уровне - около 20%, и с ростом числа повторений игры стремится к нулю (что соответствует результатам, полученным в зарубежных исследованиях). Но даже непродолжительное социальное взаимодействие в разы повышает кооперацию до уровня группы, состоящей из друзей.
Ученые ищут механизмы, которые переводят индивидуальную стратегию в компромиссную - социальную. И в новой серии экспериментов изучалось визуальное восприятие игры дилемма заключенного с помощью мобильной системы трекинга глаз (SMI Eye Tracking Glasses v. 1.8). Для чего было проведено сравнение глазодвигательной активности двенадцати испытуемых в первой части эксперимента, когда участники не знали друг друга, и во второй части после социального взаимодействия. В исследовании были выбраны следующие исходы: если оба участника кооперируют - оба же получают по 5 баллов, если оба предают - по 1 баллу, если один участник предал, а другой скооперировал, то предавший получает 10 баллов, а скооперировавший - 0 баллов.
Скриншот экрана с заданием, предлагаемым испытуемому. Кнопка "вверх" соответствует варианту "промолчать" или кооперировать, кнопка "вниз" варианту "предать". У другого испытуемого по аналогии могли быть кнопки "лево" и "право".
Ученые выяснили, что в игре с незнакомыми, большее внимания участники уделяли некооперативным выборам. Было показано, что увеличение суммарного времени просмотра и времени фиксации взгляда на некооперативных выигрышах присуще так называемым дефекторам - людям, выбирающим стратегию предательства. Наконец, после социального взаимодействия изменяется характер восприятия стимульного материала: процесс принятия решений после социализации сопровождается увеличением частоты фиксаций на определенных стратегиях и снижением их продолжительности, а также большей частотой согласованных движений глаз и их меньшей суммарной длиной.
"Все это говорит о многогранности природы принятия решений. А также о возможности использования систем трекинга глаз в групповых экспериментах и о возможностях данного метода в исследовании и моделировании процессов принятия решений," - рассказывает аспирантка Сколтеха, один из авторов исследования, Татьяна Бабкина.
Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале PLOS ONE.