Жалоба президенту на президента: как прошла акция "Надоел" в Москве
Сотни москвичей принесли свои обращения в администрацию президента РФ. Они недовольны тем, что президент слишком долго находится у власти. Репортаж DW.В субботу, 29 апреля, по всей России прошла протестная акция "Надоел". В Москве в ней приняли участие, по оценкам DW, несколько сотен человек.
Вместо митинга
Акцию инициировало оппозиционное движение "Открытая Россия" (ОР). Изначально оппозиционеры планировали устроить возле приемной президента в Москве протестный митинг. Однако мэрия Москвы не согласовала его, предложив протестующим собраться на проспекте Сахарова. От этой площадки "Открытая Россия" отказалась. "Место, предложенное мэрией, не отвечает целям организаторов, - говорится в заявлении, распространенном ОР. - Цель мероприятия - донесение своих требований до сотрудников Администрации Президента".
Поэтому было решено отказаться от митинга, но сообща принести и подать письма в приемную АП - в соответствии с законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Содержание своего письма президенту каждый из участников был волен определять сам. Но большая часть обращений содержала просьбу к Владимиру Путину не баллотироваться на следующий срок.
"В течение этого президентства на протяжении трех сроков совершался правовой произвол, в частности в пенитенциарной системе. Нарушение прав заключенных, все эти пыточные акции...", - объяснил DW один из участников акции. "Его практически 18-летний срок нахождения у власти уже не нормален, - считает глава "Открытой России" Александр Соловьев. - Даже если предположить, что Путин 18 лет действительно не видит, что за его спиной разворовывают страну, то значит и на следующие 6 лет такому управленцу не надо идти".
Неожиданная толерантность
Оппозиционные активисты начали собираться на Славянской площади у памятнику героям Плевны еще до объявленного начала акции. К двум часам дня на Ильинке уже было тесно. Узкие тротуары улицы заполнились людьми, по обе стороны стояли сотрудники полиции, не давая протестующим выйти на проезжую часть.
"Не мешайте проходу других граждан, проходите в метро или по направлению к Красной площади", - говорили полицейские. Обычно на протестных акциях после нескольких таких призывов начинаются задержания. Но на этот раз все произошло иначе - правоохранительные органы действительно хотели освободить проход. Они установили у здания администрации ограждения и выстроили людей в очередь к металлоискателям. На входе проверяли сумки. После проверки все желающие заходили в здание приемной, отдавали свои письма и получали от секретаря талончик с номером зарегистрированного обращения.
После обыска
"Смысл акции - сообщить президенту, что сидеть дольше Брежнева не очень хорошо в XXI веке, - заявила координатор московской акции Мария Баронова. - Что надоел Собянин, который по сути проводит программу депортации под видом реновации. Надоела вечная плитка, вечная стройка и то, что перекапывают Ильинку..."
- "Надоела нищета..." - перебила Баронову пожилая участница акции.
"Надоела нищета в стране, - согласилась Баронова. - Надоело то, что людей вообще не слышат, что нет диалога с властью..."
- "Надоело отсутствие работы нормальной..." - продолжила пожилая женщина. - "Помолчи, не у тебя же интервью берут", - вклинилась ее подруга.
"Ой, это вы! Это же якобы понятые! - неожиданно отвлеклась Баронова на двух незаметных людей в штатском по другую сторону ограждения. - Позавчера они были понятыми на обыске, а сегодня считают количество участников акции! Хотите я вам счетчик подарю?"
В четверг в офисе "Открытой России", за день до этого объявленной "нежелательный организацией", прошел обыск. "Вынесли 100 000 тысяч листовок, леденцы "Дыши свободно", футболки, флаги, пять ноутбуков зачем-то личных отобрали, - рассказал Александр Соловьев. - Вывернули нашей сотруднице руку, чтобы отобрать телефон. Эти люди были в штатском, они не имели права все это делать. Но наших адвокатов даже не пустили в помещение".
Не только оппозиция
В очереди к приемной стояли не только оппозиционеры. Корреспондент DW обнаружил там также активистку прокремлевского движения НОД Марию Катасонову. Она пришла к администрации президента в майке с его портретом. "Я тоже выражаю свою точку зрения, выражаю поддержку действующему президенту. У нас свобода слова", - сказала Катасонова. Сторонница политики Владимира Путина решила посмотреть, "что это за акция, которую так активно пиарили. Но здесь журналистов больше чем участников! Может быть, это не Путин надоел, а оппозиция никому не нужна?"
Незадолго до окончания акции две этих привлекательных молодых женщины - Мария Баронова и Мария Катасонова - наконец встретились. "Почему у вас так мало участников? - спросила Катасонова". - "Мэрия не согласовала акцию, - объяснила Баронова. - А для незаконной акции здесь не так уж мало людей". - "Зачем же вы собираете людей на незаконную акцию?" - "Это ГУВД и прокуратура объявила ее незаконной. А мы сами ничего незаконного не делаем. Хорошо, что ГУВД включило мозг и не стало нам мешать".
По словам Бароновой, это не первая их встреча: "У нас с ней вполне конструктивные отношения, - рассказала она DW. - Мы не раз встречались, в том числе в последний раз - на пресс-конференции Путина. И мы каждый раз подкалываем друг друга".
Глава московского отделения "Открытой России" в целом довольна тем, как прошла акция на Ильинке. "Я благодарна ГУВД за то, что в итоге было принято решение не разгонять нас. Действительно, были нужны эти ограждения, проход для стояния в очереди". Но, если в Москве акция, по мнению Марии Бароновой, была воспринята властями "достаточно конструктивно", то о многих других городах этого сказать нельзя: "У нас на несогласованной акции никого не задержали, а в Санкт-Петербурге, где организаторы получили разрешение мэрии, акция закончилась 100 задержаниями".
Зачем это нужно
Конечно, никто из участников не ждет, что письма граждан станут для президента серьезным основанием задуматься об отказе от четвертого срока. Для активистов "Открытой России" важно, что акция стала, в сущности, их первым практическим опытом уличной активности. "Я жду эффекта от граждан, - говорит Мария Баронова. - Что они будут объединяться, учиться солидарности, учиться выражать свое мнение. Кроме того, наш опыт в Москве показал, что можно сделать юридически чистую уличную акцию протеста".