Разрыв с Россией бумерангом ударил по отношениям Польши с Украиной
Отношения Польши и Украины находятся в кризисе из-за того, что после разрыва с Россией исчезла экономическая основа, ранее заставлявшая Варшаву и Киев забыть об исторических противоречиях.
Такое мнение «ПолитНавигатору» высказал киевский политолог Кость Бондаренко, комментируя конфликт из-за сноса памятника УПА в Польше и последующее обещание украинских чиновников признать незаконными польские монументы.
«Когда в отношениях между народами исчезает стратегическое видение, когда в отношениях между государствами исчезает экономическая основа, и государства не понимают, зачем они нужны друг другу с экономической точки зрения, каковы перспективы экономического развития, тогда в силу вступает выяснение исторических отношений - кто кого резал, кто кого захватывал и т. д., и т. п.
У поляков и украинцев очень много претензий друг к другу в историческом плане, очень сложная история и взаимоотношения, в которых были как позитивные, так и негативные моменты.
Но до 2014 года Польшу и Украину объединяло то, что они составляли единую транзитную сеть, по которой между Россией и ЕС двигались товары и услуги, нефть, газ и пр. Как только ЕС и Россия заморозили свои отношения, и Украина выпала из этой цепочки, так сразу начались взаимные претензии у поляков и украинцев друг к другу. Начали жить не стратегическим видением, а исторической памятью.
Тем более, что к власти и в Украине, и в Польше пришли национал-популисты, близнецы, режим Порошенко и режим Дуды. И они начали выяснять между собой отношения, заигрывая со своим собственным электоратом и апеллируя к истории, а не к будущему и не к современности. Естественно, ничего хорошего из этого не вышло.
Такая политика приводит к войне памятников, войне исторических концепций, войне историков и политиков, использующих историю и, в итоге, к замораживанию отношений. Пока в отношения не вернется экономическая доминанта, и экономика не начнет работать в интересах двух государств, мы будем обречены на снос памятников, поливание грязью прошлого и т. п.», - рассуждает Бондаренко.