Ругань делает человека сильнее, заявляют британские ученые
Спортсмены, "накачивающие" себя руганью перед соревнованиями, действительно становятся от этого сильнее, заявляют британские медики, выступавшие на встрече Психологического общества Британии в Брайтоне.
"Наши прошлые исследования показывали, что ругающиеся люди переносят боль лучше, чем те, кто терпит ее молча. Причина этого может заключаться в том, что ругань стимулирует симпатическую нервную систему, ту ее часть, которая мобилизует тело и заставляет сердце стучать сильнее в опасной ситуации. Если это так, то тогда ругающиеся люди должны становиться сильнее, что мы и проверили", - рассказывает Ричард Стивенс (Richard Stephens) из Кильского университета (Германия).
Для проверки этой гипотезы Стивенс и его коллеги собрали группу из трех десятков добровольцев, каждый из которых прошел один из типичных тестов на силу или выносливость - крутил педали на велотренажере до изнеможения, или же сжимал эспандер.
Половину участников этого эксперимента ученые попросили выругаться перед началом теста, а другие не получали подобных намеков. Во время этих упражнений ученые следили за сердечными ритмами и другими проявлениями физиологической активности, которые были связаны с работой симпатической нервной системы и которые, как предполагали ученые, могли заставить добровольцев стать сильнее.
Как оказалось, ругань действительно делала спортсменов сильнее - они вырабатывали на 10% больше энергии во время работы на велотренажере, и на 20% сильнее сжимали эспандер. Когда же ученые сопоставили эти результаты с данными физиологических замеров, их ожидал сюрприз - оказалось, что "накачка" руганью и физиологическая реакция на опасность не имели между собой ничего общего.
Это проявлялось в том, что частота сердцебиения, вариации в пульсе, артериальное давление и электрические свойства кожи никак не отличались у спортсменов, молчавших во время упражнений или заводивших себя матом. Поэтому причина того, почему ругань мобилизует человека и делает его более сильным и выносливым, пока остается загадкой. Как шутит Стивенс, "мы еще пока не до конца понимаем силу крепких выражений".