На Западе негативно отреагировали на блокировку Украиной российских сайтов
Введение санкций против российских социальных сетей в Украине активно комментируют на Западе, приводя аргументы как за, так и против подписанного во вторник президентом указа.
Комментаторы из числа журналистов и экспертов в целом указывают на то, что «прикрыв» «Вконтакте», официальный Киев лишается не только возможной угрозы, но и среды, в которой украинцы активно обменивались информацией, которая, среди прочего, позволяла разоблачать перед всем миром агрессивные действия Москвы против Украины.
Международная организация «Репортеры без границ» назвала запрет российских социальных сетей «грубым нарушением права на выражение мнений», сообщает влиятельное издание Financial Times.
Financial Times также приводит положительную оценку запрета со стороны эксперта аналитического центра Atlantic Council Адриана Каратницкого, который назвал решение «рациональным» ввиду того, что «страна находится в состоянии войны с Россией. Россия проводит кибератаки против Украины и очевидно, что на российских сайтах распространяется информация».
Каратницкий также отметил, что информация, полученная из российских соцсетей, позволяет «создавать модели политических предпочтений, политического неудовлетворения», а это, в свою очередь, может быть использовано для дальнейшей дестабилизации страны и вмешательства в предстоящих выборах.
Событие прокомментировал и Мэтью Шааф, директор направления Украины в международной организации Freedom House.
«В целом мы обеспокоены по поводу этого решения. Я думаю, это очередное усилие заблокировать доступ к интернет-ресурсам и, к сожалению, это становится тенденцией в Украине. Я думаю, что проблема в том, что, в конце концов, это ограничивает доступ людей к информации, новостей, меньше доступа к дискуссиям по поводу важных политических и социальных вопросов», - заявил Шааф.
«В демократическом обществе очень важно, чтобы каждый имел доступ к информации о том, что происходит, и различных точек зрения на события в Украине и остальном мире, а также имел возможность участвовать в дискуссиях по поводу этих событий», - отметил эксперт.
При этом Шааф напомнил, что популярность сети Facebook в больших городах не должна затмевать тот факт, что в целом в Украине значительно больше людей используют российские соцсети. По мнению эксперта, все эти люди из-за запрета потеряют доступ к информации о действиях правительства, новостей и групп, по которым граждане взаимодействуют между собой.
Целый ряд обозревателей сфокусировались на негативных для самой Украины последствиях санкций против российских соцсетей.
«Когда уже Украина поймет, что нельзя отделить себя от России, копированием ее репрессивных практик?» - пишет в Twinter Кеннет Рот, исполнительный директор влиятельной международной организации Human Rights Watch.
«Украина дала очередной залп в своем соревновании с Россией за то, кто больше наделает беды. Вот только ответ Украины оказался менее компетентным», - комментирует мероприятия официального Киева московский корреспондент Financial Times Макс Седдон.
«Украина назло России наделала немало вещей, которые помешали ей самой, но это точно один из самых непродуманных шагов. Украина также запретила РБК, издание, которое в последнее время очень хорошо информировало о Крыме и Донбассе. Полный идиотизм», - также пишет Седдон.
«Был бы я Украиной, я бы раздавал в Восточной Украине смартфоны бесплатно, а не блокировал соцсети», - отмечает в Twinter Элиотта Хиггинс, основатель проекта BellingCat, который сыграл ведущую роль в разоблачении фактов российского военного присутствия в Украине и российского происхождения ракетного комплекса БУК, сбившего «Боинг» Малайзийских авиалиний над Украиной.
Исследователь также напомнил, что именно посты в «ВКонтакте» местных жителей служат доказательной базой присутствия там российских войск.
«Это огромный источник информации о российском присутствии в Украине, так как местные жители распространяют информацию «Вконтакте», - твиты Хиггинс.
«Некоторые приводят аргументы, что в «ВКонтакте» распространялся сепаратизм. Это правда. Потому что в Украине в «ВКонтакте» распространяли все. Это ведущая соцсеть в стране», - пишет Эндрю Рот, московский корреспондент The Washington Post.
Другой сотрудник проекта BellingCat и проекта Digital Forensic Research Lab (осуществляет сбор и анализ чувствительной информации по России в социальных сетях - ред.), который поддерживает влиятельный аналитический центр Atlantic Council, Арик Толер также решил сфокусировать внимание на эффекте, который Украина и, в частности, жители оккупированных территорий, получают от «ВКонтакте».
«VK очень активно используют гражданские, которые живут на Донбассе. С помощью социальной сети собирают информацию, узнают о гуманитарной помощи, общаются с родственниками. А на этой неделе из-за VK собирали деньги на помощь двум сиротами, чьи семьи погибли при обстреле Авдеевки. Не будет им больше VK. А группы в VK часто является лучшим источником информации для гражданских, которые живут в близости к фронту. Теперь этого нет. Молодец Порошенко! В VK люди также делятся свидетельствами о том, что происходит на фронте. При этом указывают точное время событий. Больше этого не будет», - пишет исследователь.
Толер также отмечает, что переход с VK на Facebook может занять много времени.
«Мало кто использует Facebook на востоке, а вот в «ВКонтакте» и «Одноклассниках» уже сформированы огромные сообщества. Если миграция пользователей и произойдет, она будет медленной», - пишет эксперт.
Николай Капитоненко, директор неправительственной украинской организации «Центр исследования международных отношений, назвал подписание указа понятным с точки зрения безопасности.
«Наконец мы обратили внимание на кибернетическую составляющую безопасности... Это правильный акцент на перспективу», - отметил он. При этом подчеркнул, что сами методы принятия такого решения напоминают российские.
«Именно такое оформление решения, без постановления суда, уподобляет нас к самой России, которая тоже блокирует украинские сайты. Мы таким образом где-то следуем логике Кремля, что, видимо, не хорошо. Другой аспект, который меня беспокоит, это то, что конфликт, который мы имеем в повестке дня уже три года, не предусматривает простых решений. Любые простые решения - присоединиться к НАТО, или попросить военную или финансовую помощь США, блокировать какие-то сайты - они, как правило, являются плохими. На мой взгляд, хороших простых решений не осталось», - заявил Капитоненко.
На Западе же общий тон комментариев о президентском указе отрицательный.
«Это еще один признак авторитаризма», - отмечает в Twinter о запрете «ВКонтакте», «Одноклассники» и Yandex Иван Качановский, канадский историк, исследующий события Революции достоинства.
Но некоторые обозреватели увидели в запрете «ВКонтакте» в Украине позитив для российских граждан, страдающих из-за введенных Кремлем ограничения доступа к информации.
«Решение Украины запретить титанов RuNet может быть хорошей новостью для россиян, ведь официальная Москва теперь неожиданно стала активно рекламировать технологии, которые позволяют обходить блокировки», - рассуждает Кевин Ротрок, веб-редактор англоязычного издания The Moscow Times.
А известный американский журналист Дейдвид Герценгорн, долгое время работал в New York Times, а ныне является главным корреспондентом в Брюсселе издание Politico, отметил, что отказ от «ВКонтакте» легко дается украинской власти тем, что последняя предпочитает Facebook как средства распространения информации.
«Facebook - это среда, которая используется для распространения заявлений МВД и информации о АТО. Именно здесь большинство журналистов находят официальные сообщения от власти», - пишет журналист.