Ученые исследовали связь интеллекта и религиозности
Может ли существовать связь между интеллектом человека и его склонностью к религиозности? Этот вопрос неизменно вызывает интерес исследователей. В 2013 году ученые провели метаанализ 63 научных работ, посвященных этой проблеме. Исследования публиковались с 1928 по 2012 год. Авторы 53 работ заявляли об отрицательной корреляции между интеллектом и религиозностью (35 работ свидетельствовали о значительной степени корреляции), авторы 10 - о положительной.
Однако эти результаты нельзя считать однозначным доказательством связи, поскольку понятия интеллекта и религиозности - сложные, комплексные, они включают в себя множество проявлений. Интеллект рассматривают и как способность решать задачи, требующие логического и пространственного мышления (так устроены многие стандартные IQ-тесты), и как широкий спектр когнитивных способностей (теория множественного интеллекта). Религиозность же понимают и как веру в сверхъестественное, и как следование определенным моральным нормам, и как выполнение обрядов. Единой шкалы измерения интеллекта и религиозности не существует, поэтому говорить об общих результатах сложно.
Однако гипотезы, объясняющие возможные причины взаимосвязи уровня интеллекта и религиозности, возникают регулярно. В новой работе, опубликованной в журнале Evolutionary Psychological Science, ученые проанализировали сразу три такие гипотезы.
Первая связана с иррациональностью религиозных верований. Согласно ей, люди, обладающие высоким интеллектом, более склонны принимать решения, основанные на доводах разума, а не на вере. Например, чтобы уменьшить свойственный человеку страх неопределенности в будущем, более рационально настроенный человек прибегнет к доводам науки и опыта. Для этого необходимы знания в нужной области, а образование зачастую связано с высоким интеллектом. Однако это не доказывает прямой связи: ученые приводят данные о том, что среди студентов технических специальностей в США религиозных людей оказалось больше, чем среди учащихся социальных и гуманитарных факультетов. При этом средний уровень IQ на технических факультетах был выше.
Вторая - гипотеза культурной медиации. По мнению ее автора, люди с более развитым интеллектом лучше способны «считывать» распространенные в обществе взгляды. Также они лучше понимают, насколько выгодно будет присоединиться к мнению большинства. Поэтому их склонность к определенным политическим взглядам или религиозности зависит от того, насколько к ним склонно окружение. Но это не объясняет, почему представления о связи высокого интеллекта и атеизма появились в обществах, где религия широко распространена. В пример ученые приводят Британию в Новое время.
Третью распространенную модель создал скандально известный психолог Сатоси Канадзава. Согласно сформулированному им «принципу саванны», люди практически не эволюционировали с тех пор, как покинули африканскую саванну, поэтому при приспособлении к нормам современного общества у них возникают трудности. Интеллект, по мнению Канадзавы, - адаптация, которая помогает людям справляться с этими трудностями. Поэтому люди с более высоким интеллектом больше склонны воспринимать новые идеи и ценности (а атеизм появился значительно позже, чем первые религиозные представления). Однако внутри религиозного мировоззрения также возникают новые течения, и с этой точки зрения интеллектуально развитые люди скорее должны перенимать их.
Авторы работы считают, что сейчас ни одна из этих гипотез не способна в полной мере объяснить возможную связь между интеллектом и религиозностью. По их мнению, наибольшим потенциалом обладает гипотеза Канадзавы, но для дальнейшей работы с ней необходимо точно определить и, возможно, переработать понятие «эволюционной новизны» (evolutionary novelty).