Комментарий: Как Прилепин и Скляр проиграли Пастернаку
Русский художественный союз хочет создать новую Россию, но выйдет из этого банальный распил госбюджета, пишет Константин Эггерт в специальном комментарии для DW.На одном из российских аукционов выставили автографы Бориса Пастернака 1958-1960 годов - последнего периода его жизни. После присуждения писателю Нобелевской премии по литературе и последовавшей за этим травли советскими органами, включая Союз писателей, поддерживать отношения с автором "Доктора Живаго" было небезопасно для карьеры. Поэтому его автографы этого периода крайне редки. Очень своевременный аукцион оказался - напомнил в очередной раз, какую цену платили при советском режиме творцы за право творить.
Хамство "патриотов"
И тут, в середине мая, подоспело создание Русского художественного союза. Об этом объявил писатель и донбасский замполит Захар Прилепин. Цель - "формирование русской национальной идентичности средствами искусства. Главная задача - изменение культурной политики в стране". Так говорится в пресс-релизе оргкомитета. Об этом в интервью знатному певцу "русской весны" Донбасса, журналисту "КП "Дмитрию Стешину сказал сам Прилепин.
Новаторским объявлен подход, при котором в союз будут принимать не по отраслевому принципу, как в союзы кинематографистов или художников, а по идеологическому. Патриотизм и православие лежат в основе идеологии создаваемого союза. Пастернак был крещеным человеком, христианские мотивы в его творчестве налицо, равно как и патриотизм: "Я весь мир заставил плакать над красой земли моей". Но трудно себе представить Бориса Леонидовича в этом самом РХС, хотя бы и вместе со знаменитым композитором Мартыновым, талантливо и расчетливо играющим с национал-социалистическими образами художником Гинтовтом, а также заслуженным (без кавычек) рокером Александром "Команданте" Скляром.
Хотя бы потому, что нобелевский лауреат, будучи интеллигентом, никогда бы, не сомневаюсь, не подписался под хамским намерением "формировать" чью бы то ни было идентичность. В том числе, видимо, и мою. Это - удел комиссаров разных мастей в форме и штатском, которые его травили. Это они формировали новую общность людей под названием "советский народ". Чем это кончилось, известно.
Ложь Прилепина на деньги Мединского
Новая организация началась со лжи. "Комиссар" Прилепин сказал журналисту "КП": "Мы не создаем противовес. Есть пространство, есть ниша, которая в запустении. А те, кто любит "голубое сало", может есть его и дальше - мы им не будем мешать". И добавил: "Мы не ищем симпатии власти, мы просто заявляем свою позицию". То есть собрались люди, создали творческий союз, получили деньги от какого-нибудь мини-олигарха Малофеева. Казалось бы, не проблема, имеют право.
Однако 18 мая, сразу же после пресс-конференции по поводу создания нового союза, автор обители и театральный продюсер Эдуард Бояков понеслись встречаться с министром культуры Владимиром Мединским. То есть встреча была, естественно, согласована заранее, учитывая плотный график министра. Глава Минкульта заверил Прилепина: "Ведомство в рамках своих полномочий готово оказать содействие организации". Комиссар, всегда кующий железо, пока оно горячо, тут же попросил помочь фестивалю "Традиция" - "расширить возможности и увеличить число посетителей". Короче: дайте денег!
Не удалось при Сталине, не получится и сейчас!
Это очень характерно для России - травить оппонентов за государственные средства. Условно говоря, Прилепин - коллективную Улицкую, Скляр - коллективного Макаревича, Бояков - коллективного Серебренникова. Это очень по-советски. Именно так Константин Федин, Алексей Сурков и иже с ними добивали Пастернака - не давали печататься, не давали переводов, не давали слово молвить в свою защиту. Некоторые (вроде Константина Симонова, которому так явно подражает Прилепин) даже верили в то, что делают нужное дело, "защищают социализм от врага", одновременно выбивая себе дачи, загранпоездки, пайки.
Настоящая цена этих тридцати серебренников оказалась страшной - либо забвение (кто теперь читает фединых, стаднюков, сурковых?), либо моральный надлом (как у того же Симонова). Но объяснением, если не оправданием для всех этих членов Союза советских писателей мог служить хотя бы животный страх, раз и навсегда поселившийся в их душах при Сталине.
Сегодняшние претенденты на формирование, в том числе, и моей идентичности ничего не боятся. Включая, Бога, о котором так любят витийствовать. Ведь это так здорово, когда твои убеждения приносят заодно звонкую бюджетную монету! Только вот идентичность ничью (в том числе мою) вам не сформировать и не изменить. Если не вышло у Симонова, то точно не выйдет у Прилепина. Зато вышло у Пастернака. Даже посмертно. Без всякой господдержки.