В чем историческая ответственность Германии перед Украиной?
За день до приезда в Берлин Петра Порошенко депутаты бундестага обсуждали проект резолюции об исторической ответственности Германии перед Украиной. Но речь шла не только о прошлом.В пятницу, 19 мая, за день до приезда украинского президента Петра Порошенко на встречу с канцлером ФРГ Ангелой Меркель (Angela Merkel), в германском бундестаге прошли дебаты по проекту резолюции фракции партии "Союз-90"/"зеленые" "Историческая ответственность Германии перед Украиной".
В этом документе речь идет главным образом о преступлениях, совершенных нацистами во время Второй мировой войны на территории тогда советской Украины, о систематическом уничтожении украинских евреев, о массовых расстрелах, о Бабьем Яре, но также и об украинских коллаборационистах, о Степане Бандере. Выступавшие в дебатах депутаты, однако, говорили не только об исторической ответственности Германии и прошлом Украины.
Много ли знают в Германии об Украине?
Некоторые из выступавших депутатов обращали внимание на серьезные изъяны в восприятии Украины в Германии. По мнению Ханса-Петера Уля (Hans-Peter Uhl) из фракции ХДС/ХСС, например, многие немцы по-прежнему относятся к этой стране как к части некой общности - того, что раньше было Советским Союзом. И это мешает им воспринимать Украину, отметил он, как суверенное государство с собственной историей, своим языком, своими традициями и обычаями, а также населением, ориентированным на Европу.
"Что мы знаем в Германии, - спрашивал Уль, - о массовых арестах и расстрелах украинских писателей, публицистов, деятелей культуры в 20-е и 30-е годы, о так называемом "расстрелянном ренессансе", о голодоморе, о репрессиях против украинских диссидентов в 60-е, о студенческой революции в октябре 1990-го?"
С ним согласен социал-демократ Фриц Фельгентрой (Fritz Felgentreu). Он считает, что многим немцам по-прежнему трудно относится к Украине - на фоне того места, которое в их коллективном сознании занимает Россия - как к самостоятельному европейскому государству с собственной идентичностью и историей.
На поводу у российской пропаганды
Такой ситуацией, с точки зрения Марилуизы Бек (Marieluise Beck) из фракции "зеленых", активно пользуется Россия. "Кремлевская пропаганда сегодня систематически создает впечатление, что немецкая агрессия была направлена исключительно против Россию, - заявила она. - Более того, в такой интерпретации Украина из жертвы той войны на уничтожение огульно переиначивается в коллаборациониста нацистов".
И когда в 2014 году, продолжала Бек, миллионы украинцев вышли на улицы, добиваясь свободы и независимости, российская пропаганда утверждала, что за всем этим стоят бандеровцы, фашисты и антисемиты. "И, к сожалению, - посетовала депутат от "зеленых", - такие инсинуации упали и у нас на благодатную почву".
Марилуизе Бек относится к числу тех депутатов бундестага, которые в российско-украинском конфликте однозначно стоят на стороне Киева. Она считает, что Германия и из чувства исторической ответственности просто обязана поддержать Украину "в ее стремлении к свободе и достоинству". Историческое бремя в отношении России, по ее словам, тоже есть, но разыгрывать одно против другого Бек считает недопустимым, а тем более - превращать Украину и другие, как она выразилась, "промежуточные" страны в предмет торга на переговорах Берлина с Москвой.
Говоря о "благодатной почве", Бек, возможно, имела в виду и немецких посткоммунистов. Так, Андрей Хунко (Andrej Hunko) из фракции Левой партии, выступая в бундестаге, почти слово в слово повторил тезисы российских властей о расширении НАТО на восток, о "навязывании" Украине соглашения об ассоциации с ЕС, об антиконституционном, с его точки зрения, перевороте в Киеве в феврале 2014 года и роли в нем правоэкстремистских сил и почитателей бандеровцев.
Критика указа Порошенко
Андрей Хунко резко критически оценил указ президента Порошенко о запрете на территории Украины российских интернет-сервисов "Яндекс" и Mail.ru, а также социальных сетей "В контакте" и "Одноклассники". Но и представителям правящих партий этот указ не нравится.
Так, Уте Финк-Кремер (Ute Finckh-Kr?mer) из фракции социал-демократов обратила внимание на множество родственных связей между украинцами и россиянами, а потому, заявила она, "доступ к социальным сетям на русском языке - это не только вопрос свободы печати, но и сохранения личных и семейных контактов".
Критически к указу Порошенко отнеслись, кстати, не только немецкие парламентарии, но и в правительстве ФРГ. Излагая официальную точку зрения Берлина, представитель МИД Германии Мартин Шефер (Martin Sch?fer) заявил, что хоть и понимает необходимость Украины противостоять российской дезинформации, пропаганде и гибридным мерам Кремля, но у свободного общества, по его выражению, есть и другие возможности, не нарушая принцип свободы печати, противодействовать фейковым новостям.